Сколько их будет нужно – сегодня и в ближайшей перспективе – определит государственный заказ. Об этом заявил на республиканской педагогической конференции президент республики Минтимер Шаймиев. Он выразил уверенность, что необходимость нововведения поймут и в федеральном Министерстве образования и науки, к которому относятся ведущие высшие учебные заведения РТ.
– Из 150 тысяч студентов государственных вузов Татарстана 104 тысячи обучаются на средства бюджета. И не дело, если приоритетные для республики отрасли – нефтяная, машиностроительная, агропромышленная – страдают от нехватки высококвалифицированных кадров. Только с их участием можно обеспечить экономический рост, добиться повышения уровня благосостояния населения, – развил свою мысль президент, подчеркнув, что сегодня в вузовской подготовке налицо перекосы и их нужно корректировать. Ну а освободившиеся образовательные ниши в состоянии заполнить негосударственные вузы республики.
В этом году в традиционном августовском педсовете впервые принимали участие ректоры высших учебных заведений. Возражений с их стороны не последовало, поскольку многие институты и университеты имеют опыт подготовки специалистов по заказам предприятий. В частности, Казанский государственный технический университет имени Туполева несколько лет назад открыл свой филиал в городе-спутнике Казани Зеленодольске, где проживают более 100 тысяч человек, но имеется только два бюджетообразующих предприятия.
– Сейчас в филиале обучаются 800 наших работников, а в первый год его существования – учились всего 49. Мы разработали собственную концепцию кадрового обеспечения, и профориентацию начинаем со школ, над которыми взяли шефство, – рассказал генеральный директор одного из зеленодольских заводов Радик Хасанов.
В связи с казанским миллениумом, традиционный августовский педсовет получил нынче статус международной педагогической конференции. В ней приняли участие около тысячи татарстанских педагогов, а также многочисленные гости из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Член парламента Берлина, заместитель председателя Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Гюнтер Круг признался, что его поразила выставка «Образование в новом тысячелетии», которая открылась в первый день работы конференции. Здесь были представлены стендовые доклады практически всех образовательных учреждений Татарстана – от детских садов до вузов. «В Татарстане зорко смотрят в будущее», – сформулировал свои впечатления господин Круг.
А министр образования Республики Карелии Галина Разбивная, отвечая на вопрос корреспондента «РГ», сказала, что представленные на выставке стенды национальных школ дали ей богатую пищу для размышлений.
– У нас во многом схожие проблемы с преподаванием языков. Мы боремся за сохранение карельского и вепского языков, знание которых, к сожалению, не учитывается в вузах Петрозаводска. А у вас в Татарстане знание татарского языка – учитывается! – сказала министр.
Школы РТ в наступающем учебном году ждут большие перемены. Как выразился министр образования и науки Раис Шайхелисламов, они должны обеспечить индивидуальную образовательную траекторию для каждого старшеклассника в рамках перехода на профильную систему обучения. Федеральный и республиканский эксперименты, успешно завершившиеся в ряде районов Татарстана, доказали, что пора расширять масштабы как профильной (с 9-го класса), так и предпрофильной (с 6-го) подготовки. Направления следующие: естественное, гуманитарное, трудовое. Чтобы помочь детям определиться с выбором, треть педагогов республики получили соответствующую переподготовку, сообщила «РГ» заместитель министра образования и науки Любовь Овсиенко.
Вторая новация – воссоздание педагогических классов и лицеев. Они, в рамках профильного обучения, откроются в 15 городах и районах республики. Это связано с тем, что педагогическое сообщество стареет. По сравнению с 2000 годом численность педагогов сократилась на 4350 человек (8,5 процента). Более 36 процентов учителей имеют стаж свыше 20 лет. Молодежь, при всем уважении к ветеранам, более восприимчива к новым педагогическим технологиям, учитывающим обширный спектр требований к школе XXI века.
Наконец, третья новость: создание научно-исследовательского центра проблем образования на базе бывшего республиканского института повышения квалификации учителей. Здесь, помимо науки, займутся мониторингом рынка образовательных услуг, оценкой качества обучения. Внедрение единого госэкзамена (ЕГЭ) потребовало наладить систему независимой экспертизы знаний выпускников школ и мастерства их наставников.
– Цель международной педагогической конференции – определение стратегии в новом тысячелетии, выбор прогрессивных и высокоэффективных технологий обучения, укрепление деловых, межнациональных и межкультурных связей, – заявил министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов на открытии форума.
Его участники обсудили тенденции на российском рынке образовательных услуг, проблемы развития образования в условиях местного самоуправления, нюансы межмуниципального партнерства в процессе модернизации обучения и многие другие вопросы.