Отвечая на вопросы нашего обозревателя, заместитель руководителя Росстроя Юрий Тыртышов отметил, что Закон о концессиях открывает новые возможности в реализации национального проекта "Доступное жилье".
- Юрий Павлович, как известно, проект специального закона об инвестиционных соглашениях готовился в составе пакета законопроектов по формированию рынка доступного жилья. Затем было решено учесть интересы ЖКХ в общем Законе о концессиях. На ваш взгляд, это оправдало себя?
- Закон получился даже лучше, чем можно было предполагать. Снимаются барьеры, мешавшие бизнесу, частным инвесторам прийти в ЖКХ. Ведь здесь существуют три блока проблем: законодательный, социальный, тарифный. Что касается социальной защиты потребителей, то решение найдено через систему субсидирования. В тарифной политике приняты экономически обоснованные стандарты, предусматривающие самоокупаемость оказываемых жилищно-коммунальных услуг.
Закон о концессиях вносит полную ясность в правовую базу, на которой строятся отношения инвесторов с собственниками объектов. Иными словами, бизнес получил абсолютно прозрачные правила игры на данном рынке и может теперь определиться, куда, зачем и как вкладывать средства.
- Какова емкость российского рынка жилищно-коммунального хозяйства для концессионной деятельности?
- По различным экспертным оценкам, можно с большой долей достоверности говорить примерно о двух триллионах рублей.
- За этим "пирогом", наверное, уже выстроилась очередь?
- Очередь пока не очень длинная и представлена главным образом "дочками" крупного бизнеса, претендующего на широкомасштабные проекты.
Прогрессивность же Закона о концессиях заключается еще и в том, что позволяет участвовать в них малому и среднему бизнесу, мелкому инвестору. В ЖКХ как раз очень много небольших объектов, в основном и вызывающих "головную боль" городских и поселковых властей.
- С каким капиталом можно претендовать на роль концессионера?
- Полумиллиона рублей, даже десяти тысяч долларов достаточно, если речь идет о котельной или местном водозаборе.
- Вполне по плечу олигарху поселкового масштаба?
- Более того, в отрасли есть огромное число отдельных узлов и агрегатов, по отдельности не требующих крупных сумм. К примеру, группа жильцов объединенных в ТСЖ, может взять в концессию котельную, обслуживающую их дома.
- При этом концеденту что-нибудь перепадает?
- Закон предусматривает три формы оплаты: денежную, услугами или имуществом, созданным в результате концессионной деятельности. Как видим, принят очень гибкий закон.
- Словом, стать концессионером легко?
- Проще, чем казалось раньше. Но вот быть им трудно. Концедент-собственник вправе прервать отношения, если не соблюдаются взятые перед ним обязательства. Концессионер призван заботиться не только о собственном кармане, хотя в этом смысл его бизнеса. Он должен обеспечить высококачественную и эффективную работу доверенного объекта.
- Давайте напомним об износе основных фондов в ЖКХ...
- Росстрой исходит из 65 процентов - это, как понимаете, интегральный показатель. Для безынициативных людей - повод опустить руки. Для настоящего бизнеса с высокой деловой активностью - обширное поле возможностей проявить себя и получить, скромно говоря, неплохие дивиденды на вложенный капитал. Два триллиона рублей все-таки взяты не с потолка.
- Не отразится ли на концессионной деятельности перенос ввода в действие Закона о местном самоуправлении, которое, как очевидно, будет основным распорядителем имущества ЖКХ?
- Концедентами являются собственники в лице либо органа исполнительной власти субъекта Федерации, либо муниципалитета, либо предприятия, независимо от формы собственности, если оно участвует в технологических процессах объекта концессии. Как видим, все на месте. Передача имущества на другой уровень не отразится на принципах соглашений.
- Юрий Павлович, предприятия ЖКХ обременены многомиллиардной кредиторской и дебиторской задолженностью. При этом многие из них изношены до предела, физически и морально устарели. Несмотря на убранные барьеры, согласитесь, брать такое наследство малопривлекательно.
- Согласен. Именно потому парламенту целесообразно уже на ближайшей сессии определиться с многострадальным законопроектом о финансовом оздоровлении жилищно-коммунального хозяйства. Необходимость реструктуризации долгов ЖКХ давно назрела и очевидна каждому здравомыслящему человеку.
Конечно же, надо провести своего рода "предпродажную" подготовку объектов, привести их в божеский вид. У государства накопилось изрядное количество невыполненных обязательств перед ЖКХ. Следовательно, потребуется усилить финансирование соответствующих разделов федеральной целевой программы "Жилище", что, надеюсь, будет сделано в ближайшее время.
***
По сообщению пресс-службы минтранса, заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов заявил, что после вступления в силу Закона "О концессионных соглашениях" появилась возможность подключить к развитию транспортной инфраструктуры частные компании. Важным посылом является привлечение инвестиций в создание и реконструкцию различных проектов транспортной инфраструктуры, которые в настоящее время испытывают дефицит бюджетного финансирования либо вовсе не финансируются. Закон предлагает реальный механизм эффективного привлечения частного капитала.
Независимые экспертные оценки показывают, что потенциальная емкость рынка частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры России оценивается на уровне 10-12 миллиардов долларов США в год. Инвесторы выражают заинтересованность участвовать в инвестировании транспортной инфраструктуры, но одновременно ставят перед властью вопросы о необходимости дать рынку ясные ориентиры, отраженные в долгосрочных стратегических планах правительства Российской Федерации.
Серьезным препятствием для привлечения крупных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры являются несовершенство законодательной базы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли. В последнее время Минтрансом России совместно с другими заинтересованными ведомствами велась активная работа по разработке необходимой нормативно-правовой базы, выработке организационно-правовых и финансовых механизмов привлечения частных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты. Однако во всем мире иного, кроме концессионного, эффективного механизма привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры просто не существует.
Борис Грызлов: Мы запускаем новый инвестиционный механизм
Вступление в силу Закона "О концессионных соглашениях" позволит привлечь в жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное строительство, развитие социальной сферы порядка 3 миллиарда долларов год. Такое мнение высказал спикер Госдумы Борис Грызлов, комментируя подписанный президентом России Закон "О концепционных соглашениях". Спикер подчеркнул, что многие развитые страны, также и страны с переходной экономикой давно успешно привлекают инвестиции, используя договорные отношения - концессионные соглашения - между государством и частным инвестором. "Как свидетельствуют статистические данные, ежегодно на основе концессионных механизмов в мировую экономику инвестируется более 80 миллиардов долларов", - указал он. Грызлов отметил, что в настоящее время в государственной и муниципальной собственности находится большое количество объектов недвижимости, которые не могут быть приватизированы, но вместе с тем нуждаются в постоянных и немалых денежных средствах.
Закон о концессиях, ликвидируя существенный пробел в нашем законодательстве, позволит запустить механизм инвестиций в эти объекты, отметил глава нижней палаты парламента. При этом он подчеркнул, что в законе однозначно оговорено, что объект концессионного договора может быть только реконструирован или модернизирован. При этом не допускается изменений целевого назначения этого объекта. "Если договор заключен на реконструкцию театра или библиотеки, то казино или супермаркет в результате появиться не должны", - отметил он.
Кроме того, в законе прописаны и вопросы земельных участков, на которых находится данный объект. Оговаривается, что земля не является объектом соглашения, что должно исключить возможные махинации с земельными участками. РИА "Новости".
Закон "О концессионных соглашениях" опубликован "Российской газетой" 26 июля 2005 года.