Почему об этом важно сказать? Книга посвящена ушедшей под воду истории Атлантиде советской жизни. На наших глазах последняя превращается в миф, которые всяк перевирает, как ему удобно. А вот и сами эти мифотворцы - на фотографиях Игоря Мухина. Это их подсознание прет наружу ностальгией по дешевой водке и колбасе, приукрашенными излишествами воображения.
Это первый фотоальбом Мухина, изданный в России. За границей книги выходили все 90-е годы. Фотограф знает, зачем работает. Он снимает сдвиг времени. Его ведет чутье охотника за переменами. Он видит то, что видеть дико, потому что вчера этого не было. Или видит привычное - взглядом завтрашнего дня, из-за границы.
Игорь Мухин живет внутри постсоветского времени и движется вместе с ним, закладывая виражи и не зная толком, что за поворотом. Иногда кажется, что ему только и остается щелкать затвором фотоаппарата - высшее достижение кажущейся безыскусности. Недаром Мухин вышел из такого советского явления, как неофициальная фотография. Да так наполовину и остался в ней - между былым официозом и новым глянцем, между двумя мифологиями, рискуя нарваться на убийственное "это непрофессионально" и зрительское "да мы и сами так можем".
Как всегда, многое решает внешнее признание. Мухину повезло, что он был с участниками группы "Непосредственная фотография", повезло, что смог выделиться из нее персональными выставками в престижных залах - от Московского Дома фотографии до Русского музея. Что дважды становился лауреатом конкурса "Серебряная камера". Что продает работы в крупнейшие музеи - от МОМА до Европейского дома фотографии в Париже.
То, что в другом могло бы раздражать обыденной безыскусностью, в работах Мухина оценивается как индивидуальность мастера, как тонкий слепок времени и места. Искусство - относительно, и кому, как не Мухину, фиксирующему людей на исторических ухабах, знать это лучше других. Одни фотки русских кухонь, застолий, панков, городских стиляг или байкеров в тургеневском ночном - это уже конвертируемая визуальная валюта для западных ценителей. Конвертируемость - это и есть культурный сдвиг, переход границ, взгляд с другой стороны. Недаром именно фотографы одними из первых перешли советскую границу, двигаясь в неизвестном, как теперь стало понятно, направлении. Фотография и сама по себе промежуток, миг с незачищенными, как электрический провод, векторами. А тут еще живем в эпоху горячих, как пирожки, перемен. Знай выбирай себе ракурсы нового культурного пейзажа. Целующаяся парочка на фоне женщины, ковыряющейся в мусоре. Смеющийся парень в майке с портретом Сталина на фоне рекламы Samsung, казаки с хоругвями, конторские с портретом Путина, нацболы и лужковцы, уличные ночные девы, городские пейзажи, зима и дождь, столичные фуршеты и сельские танцы, рокеры и солдаты. Иногда и впрямь кажется, что нам всем недостает лишь денег на печать, рамку и стенку на выставке, чтобы показать такое же.