В Непале туристический сектор существует с 1950-х годов, Бутане - только с 1980-х. Но за последние 10 лет эти страны посетили в целом свыше 90 тысяч интуристов, в том числе 15 тысяч - российских (однако Непал периодически закрывается для иностранцев из-за внутриполитических проблем в некоторых его регионах). До 90 процентов интуристов прибывают туда авиатранспортом, остальные - по железным или автодорогам через Индию. Но в Тхимпху, в отличие от Катманду, пока нет аэропорта международного уровня.
Как сообщил Чрезвычайный и Полномочный Посол Непала в РФ Лила Шарма, "Непал заинтересован в реализации своих экскурсионно-туристических предложений напрямую - через свои представительства, но это затруднительно. Зарубежный турбизнес скупает путевки, сбывая их в разных странах по завышенным ценам, что ограничивает приток туристов". Схожая оценка сбытовой ситуации у бутанского министерства культуры, экологии и туризма.
Нынешняя минимальная цена 5-дневного тура (трехзвездочный полупансион) в Непал и Бутан достигает с учетом транспорта 1350 долларов. А объединенной турпутевки по Непалу и Бутану (8-10 суток) - минимум 1600 долларов. Но со второго полугодия-2005 эти страны планируют более чем вдвое снизить стоимость виз; откроются там новые гостиничные объекты трехзвездочного уровня - прежде всего в районах горнолыжного, экологического туризма и бальнеологических курортов, горнолыжного, где отдых с лечением пока считаются одними из наиболее дорогостоящих в мире. На недавней московской выставке "Международный туризм-2005" по этим странам, Монголии и Тыве всего было представлено 55 турпрограмм, из них 20 - лечебно-оздоровительных.
По экологическим причинам власти Непала и особенно Бутана избегают сооружения высотных пятизвездочных отелей: гостиничный сектор там представлен преимущественно 2-5-этажными гостиницами трех-четырехзвездочного уровня.
Тывинские турфирмы с 2002 года имеют право самостоятельно организовывать с монгольскими партнерами совместные туры. Благодаря российско-монгольским соглашениям 2002-2004 годов между Монголией и Тывой введен льготный визовый режим: в частности, визы, как правило, бесплатные, оформляются же они самое большее за 3 дня. Безвизовый режим установлен и для отдыха с экскурсиями в районах пограничных озер Убсу-Нур и Хубсугул. Монгольские и тывинские СМИ именуют эти озера "Мертвыми морями Северо-Востока Азии", и это не гипербола: на их берегах расположены грязевые и минеральные лечебницы на базе уникальных местных грязей и минвод, распространено кумысолечение. Развивается в этом регионе и экологический туризм. Для рыболовного же турпромысла условия там идеальные: белуга, сиг, муль, семга, форель водятся в озере с незапамятных времен. Правда, Кызыл и Улан-Батор устанавливают лицензии на вылов, нарушение которых чревато изъятием на границе части или даже всего улова (в зависимости от превышения квоты).
Около 70 процентов водной акватории этих озер изобилует различными солями, на основе которых делаются гомеопатические лекарства. Туристам предлагаются снадобья из этих солей и прибрежных целебных растений, включая женьшень и изделия из него - даже статуэтки и панно.
Монголия - это не только буддистские аксессуары и прогулки по пустыне Гоби на верблюдах и лошадях Пржевальского, но и восточномонгольский Халхин-Гол, где была в 1939-м остановлена агрессия Японии, а в августе 1945 года началось наступление советско-монгольских сил на японские войска. Знаменитый вал Чингисхана на севере и юго-востоке Монголии обустраивается с 2002 года гостевыми домиками ("3 звезды") и схожими туробъектами: власти пока не рискуют здесь, как и на Халхин-Голе, возводить многоэтажные отели, опасаясь за местную экологию от строительства и массового туризма. А Тыва в последние годы рекламирует памятники своей независимости (до осени 1944 года), среди них - музей боевой славы в Кызыле с экспозициями о тывинцах - участниках Великой Отечественной войны и разгрома Японии (август 1945-го).
Сплавы по горным рекам, в том числе по расположенному в Тыве Верхнему Енисею, и альпинистские маршруты по Тыве входят в 6-8-дневные обычные познавательные туры или это специальные программы на тот же срок. Предлагаются они и по южному Алтаю, что на западе Монголии. Вся Тыва и многие районы Монголии изобилуют целебными минводами и грязями: такие районы в последнее время обустраиваются на трехзвездочном уровне.
Но есть проблемы с транспортом. Аэропорты международного класса в Монголии есть пока только в Улан-Баторе, немного южнее - в г. Налайха и вблизи монголо-российской границы ("иркутский" участок) - в г. Эрдэнэт. Единственный же тывинский аэропорт международного уровня - пока только в Кызыле. Максимальный уровень гостиничного сервиса в Тыве - 3 звезды; три четырехзвездочных отеля в Монголии пока только в Улан-Баторе. Железнодорожное же сообщение Кызыла с остальной РФ (по 160-километровому маршруту Абакан-Кызыл) планируется открыть только к 2009 году.
Недельный историко-познавательный тур в Тыву (полупансион, "3 звезды"), если по железной дороге, ныне обойдется в 400 долларов, авиатранспортом - 650-700 долларов. По Монголии эти туры дороже минимум на треть. Отдых той же продолжительности с обычными экскурсиями в Тыве и Монголии ("трехзвездочный полупансион") дешевле: соответственно 330-350 и 550-600 долл. в зависимости от вида транспорта. Монгольский и тывинский экстримы варьируются от 300 до 750 долларов - главным образом в зависимости от категории такого "путешествия" (альпинизм, сплав, преодоление водопадов, горная охота). Можно записаться только на 3-5-дневные прогулки на верблюдах по Гоби (Монголия) или на конный караван по Тыве: условия там, можно сказать, спартанские, но цены пока сравнительно низкие - от 260 до 450 долларов, хотя и без учета "доставки" туристов в Тыву или Монголию.