09.08.2005 02:00
    Поделиться

    Власти не комментируют сообщения о виновных во взрыве у "Пушкинской"

    Руководитель пресс-службы прокуратуры города Москвы Сергей Марченко нашу радость разделять не стал. Он категорически отказался беседовать на заданную тему, добавив: "если бы мы хотели что-нибудь сказать, то сказали бы".

    Трудно сказать, чем было вызвано появление информации о прорыве в работе следственной группы, которая расследовала трагедию на "Пушкинской". Может быть, действительно что-то удалось установить. Как сообщали информагентства, следствие оставило единственную версию: в переходе был совершен теракт и сыщики знают, кто это сделал, а след ведет в Чечню. Но, скорее всего, информация "источника" приурочена к трагической дате - взрыв, унесший жизни 13 человек, произошел 8 августа 2000 года. Кроме погибших, ранены в тот день были больше ста человек. Может быть, кто-то хочет именно день в день напомнить прокуратуре, что про "Пушкинскую" помнят. А может, сами следователи намеренно допустили утечку информации к конкретной дате, чтобы показать, как они трудятся.

    Не знаю, как следователи, но простые граждане ничего не забыли. Хотя 2000 год еще был более или менее спокойным. Он только начинал траурную цепочку взрывов в столице. Тогда рвануло в большом подземном переходе за несколько минут до шести часов вечера, и людей там было, как всегда, много. Позже станет известно, что сработало безоболочное взрывное устройство весом примерно полтора килограмма тротила. Бомба была с гвоздями и обрезками железа. Потом возник пожар, который с трудом смогли потушить. На месте работало около 40 машин "скорой помощи", раненых было очень много - взрывная волна прокатилась по всему переходу, напичканному ларьками и киосками с витринами из стекла, за большинством из которых стояли флаконы с душистой, но горючей жидкостью и баллончики под давлением, которые взрывались от нагревания.

    Сразу стало известно, что эпицентр взрыва был у павильона

    N 40 (правда, потом говорили о павильоне N 52), как раз на пересечении Тверской улицы и Тверского бульвара, около галереи "Актер". У этой или этих палаток якобы видели двух неизвестных, которые оставили дипломат и пакет, а потом убежали. На месте трагедии перебывали все власти - как городские, так и федеральные. Торговать в переходах сначала запретили, потом разрешили, но не всем, легкие конструкции киосков заменили на огнеупорные. Но не везде. На месте гибели людей установили памятную доску, помост с кованым цветком и написали слова: "В память о погибших...".

    Следствие поначалу шло чрезвычайно активно. Его поставили на контроль в Генеральной прокуратуре. Было выдвинуто несколько версий. Террористическая - была на одном из последних. Первоочередной стала версия о конфликте за право торговли в конкретном переходе. За ней шла версия о "личных неприязненных отношениях". Правда, кого с кем - так и осталось тайной. Пока расследовали взрыв, по ходу возбудили 14 уголовных дел. Провели больше сотни экспертиз, допросили три сотни потерпевших и проверили почти 4 тысячи человек, которые сразу после взрыва уехали из Москвы. Из-за возможной "экономической" версии следствие отчиталось за проверку 6348 предприятий. По "личной" версии дошли до кемеровской преступной группировки и даже двоих из нее посадили. Но совсем за другое.

    Потом нам объявили, что портрет одного подозреваемого составлен - сделан фоторобот. И еще сообщили, что следствие знает двоих мужчин, которые причастны к взрыву. Правда, под составленный портрет подходил любой гражданин любой национальности, настолько он был странным. Но чуть позже следствие назвало фамилии неких Бикманова и Куликова, добавив, что разыскиваются не только они, но и их сообщница. Граждане эти на портрет "террориста" тоже не походили. Следствие намекало на победу. Намек никто не понял. А дальше была тишина. И грустная дата: сегодня - пять лет со дня взрыва у метро "Пушкинская".

    Поделиться