Министр обороны выглядел на этот раз посвежевшим и энергичным. Несмотря на то что с ним места в президиуме заняли еще три многозвездных адмирала, говорил в основном он один. С первых же слов Иванов в очередной раз высказал слова огромной благодарности иностранным спасателям и назвал поименно англичан, которые спасли батискаф.
"Я глубоко благодарен начальнику отдела спасения подводных лодок Королевских военно-морских сил Великобритании командору Ричарду Фиа и двум операторам, которые непосредственно на борту нашего корабля осуществляли управление этим подводным аппаратом "Скорпион". Это Стюарт Голд и специалист фирмы "Джеймс Фишер Дифенс" Фишер Нафл", - сказал министр.
Лестных слов удостоились и российские моряки. Это прежде всего сами члены экипажа спасенного батискафа "Приз" и личный состав кораблей спасения, которые, несмотря на сильные течения в этом районе, смогли закрепиться якорями, четко позиционировать положение батискафа и, не теряя ни секунды, навести на него английский "Скорпион". Министр пообещал ходатайствовать перед Главнокомандующим Вооруженными силами РФ о награждении российских и иностранных моряков государственными наградами России.
Министр не стал называть антигероев, виновных в том, что несколько стран мира трое суток напрягали все силы и средства ради спасения семерых россиян, которые вполне могли погибнуть. Иванов лишь сказал, и тут в его голосе появилась сталь, что разбор полетов, а точнее, заплывов, будет обязательно проведен, и очень серьезный, но позже. В этот момент сидевший рядом с министром в президиуме командующий группировкой сил на Северо-Востоке вице-адмирал Виктор Гавриков вздрогнул.
А когда корреспондентка камчатского телевидения задала министру вопрос, будет ли кто-то наказан из местного морского начальства, Гавриков вперил в нее такой испепеляющий взгляд, что, казалось, она вот-вот загорится. Но министр снова дипломатично уклонился от ответа, но было заметно, что у него есть что сказать по этому поводу. К слову, все журналисты отметили, что в президиуме отсутствует главком ВМФ Владимир Куроедов.
Интересно также, что Сергей Иванов в благодарственных речах отметил англичан, а также японцев, которые вообще не приняли участие в спасательной операции. Иванов так и сказал, что сразу после окончания операции позвонил британскому министру обороны Джону Риду и его японскому коллеге. О звонке американскому министру обороны Иванов даже не заикнулся. Была ли это забывчивость? Ответа министр не дал, но один момент наводит на некоторые сомнения.
Американцы первыми прилетели в Петропавловск-Камчатский еще до англичан на четырех тяжелых транспортных самолетах С-5, но так и не вышли в море до самого окончания операции. Их первый самолет коснулся российской взлетной полосы в субботу примерно в 18 вечера по камчатскому времени.
А вся операция закончилась в воскресенье почти через сутки в 16 часов 19 минут. Кстати, на обратную операцию, чтобы снова погрузиться на самолеты и улететь, американцам потребовалось гораздо меньше времени. Вчера под вечер самолет С-5 номер 860021 со 150 тоннами совершенно неизвестного для российских офицеров и таможенников груза и 57 специалистами на борту вылетел по маршруту Петропавловск-Камчатский - США. В это время английский С-17 еще даже не приступил к погрузке.
Кстати, герои-англичане обставили не только американцев. Они наглядно показали, чего стоят трехлетние усилия российского генералитета по возрождению отечественного спасательного флота после трагедии с "Курском".
Ни один спасательный аппарат России всех ее флотов оказался не в состоянии быстро прийти на помощь "Призу", когда многое решали даже секунды. Закупленные после трагедии с "Курском" аппараты "Веном", по словам министра, хоть и аналогичны "Скорпиону", но почему-то оказались неэффективными.
Как сказал министр, первый зацеп батискафа за сети произошел 4 августа в 7 часов 26 минут по московскому времени. С 7.40 до 16.30 с борта "Георгия Козьмина" дважды спускался телеуправляемый подводный аппарат "Веном". В 16.35 на "Веноме" была обнаружена неисправность оптико-волоконного кабеля. А англичане работали своим аппаратом "Скорпион" всего 4 часа 42 минуты и спасли батискаф.
Словом, поразмышлять специальной комиссии минобороны, которую возглавил адмирал Масорин и которая вскоре займется "разбором заплывов", будет о чем. Но вот на вопрос специального корреспондента "РГ", будет ли комиссия копаться в старых делах тех военных и чиновников, кто в свое время развалил некогда мощное Камчатское спасательное управление, министр ответил, что - нет. По словам министра, хватит вопросов по расследованию текущего состояния спасательного флота.
Когда верстался номер
Вчера президент России Владимир Путин выразил признательность премьер-министру Великобритании Тони Блэру и всем британским участникам операции по спасению экипажа российского батискафа. Вклад британских специалистов в успех высоко и по достоинству оценивается в России.