Как заявил вчера Главный Государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, локализовать вспышку птичьего гриппа пока не удалось. Все карантинные мероприятия, требующие миллионных затрат, - это только начало.
Ученые категоричны: Россия вступила в новую эпоху. Вирус птичьего гриппа получил возможность распространяться через тысячи видов птиц. Границы отныне условны: ту же Новосибирскую область Геннадий Онищенко назвал "птичьим Багдадом Средневековья", перекрестком, где собираются, обмениваются вирусами и разлетаются по всем сторонам света, вплоть до Северной Африки, миллионы диких пернатых.
Что утешает в этой ситуации? Во всех пяти регионах нет ни одного человека, который бы заразился птичьим гриппом. Хотя первый в России случай заболевания птицы в Новосибирской области зафиксирован месяц назад. Поэтому специалисты считают, что данные штаммы вируса птичьего гриппа не опасны для людей. Правда, стопроцентно гарантировать, что птичий грипп пощадит россиян, не берется никто.
- Появление нового штамма вируса гриппа, опасного для птицы и человека, несет угрозу пандемии, - сказал Геннадий Онищенко. - Вирус легко изменяется в организме человека. Именно поэтому все тяжелые случаи гриппа среди людей, особенно в пораженных регионах, отныне будут исследоваться специальными тестами. Медики постоянно станут вести исследования: это наша задача, которая будет реализована. Кроме того, в тех субъектах Федерации, где выявлен вирус птичьего гриппа, мы будем тщательно проводить вакцинацию населения прежде всего работников птицефабрик.
Ученые и врачи готовятся встретить новую "гриппозную" эпоху во всеоружии. Новосибирская область рассматривается ими как уникальная природная лаборатория, где можно изучать особенности циркуляции вируса. С 2002 года, когда в Юго-Восточной Азии произошел очередной подъем заболеваемости птичьим гриппом, в ГНЦ "Вектор" ведется мониторинг ситуации. С января 2004 года здесь создана лаборатория для работы с высокопатогенными вирусами, выполнено более 2400 исследований. В России уже выделено 13 штаммов вируса, с которым станут работать ученые. Будет определяться устойчивость вируса к существующим лекарственным препаратам, начнутся экспериментальные разработки вакцины, прежде всего - ветеринарной.
Кроме научного аспекта проблемы птичьего гриппа очень важен аспект экономический. Особенно тревожит возможность проникновения вируса на крупные птицефабрики. Пока этого не произошло ни в одном из пяти регионов, контроль за птицефабриками введен жесточайший. Несмотря на это, сибирские сельхозпроизводители терпят огромные убытки. Запреты на ввоз курятины из "карантинных" регионов продолжают вводиться. Причем разбираться с ветеринарными службами края вынужден Геннадий Онищенко:
- Ко мне обратились с жалобами новосибирские птицеводы - мол, запретили ввозить кур на Дальнем Востоке и в Якутии (крупнейшие импортеры продукции новосибирских птицефабрик. - Ред.). Я провел допрос с пристрастием. Выяснилось, что ветеринарные службы на Дальнем Востоке вообще ничего не запрещали, а в Якутии после беседы со мной ограничения были сняты.
В Новосибирске значительно уменьшился не только вывоз птицы в другие регионы, но и потребление на внутреннем рынке. Цены на продукцию некоторых птицефабрик уже снижены на треть. Убытки терпят и производители курятины в Алтайском крае: кое-кто из них открыто говорит об угрозе банкротства. Сколько продлится "гриппозный" кризис, в какую сумму выльются убытки производителей и сколько налоговых платежей не дополучит бюджет, сейчас никто не берется предсказать.
Как поддержать своих производителей, попавших в сложную ситуацию? Ответ на этот вопрос пока нашли только в Новосибирске. Кроме компенсаций, жители пострадавших от птичьего гриппа сел получили возможность купить курятину и яйца по ценам в два раза ниже рыночных: в деревенские магазины завозится нереализованная продукция птицефабрик. Производители согласны продавать курятину хотя бы и по таким ценам.
Что касается общего экономического ущерба, уже нанесенного птичьим гриппом сибирским регионам, то посчитать его весьма и весьма сложно. Прямые затраты из бюджета Новосибирской области уже превысили десять миллионов рублей - и эта сумма предназначена только для выплат компенсаций владельцам забитой птицы в тех селах, где введен ветеринарный карантин. Кроме того, бюджет несет финансовые потери, связанные с самими дезинфекционными мероприятиями. Впоследствии руководство Новосибирской области планирует потребовать возмещения этих затрат из федерального бюджета - как регион, пострадавший от стихийного бедствия.
Решением администрации Алтайского края предусмотрены компенсации за убитую птицу - как и в Новосибирске, 100 рублей за курицу, 150 - за утку, 200 - за гуся. При этом возможности алтайского бюджета, по сравнению с новосибирским, ограничены. Видимо, поэтому на прошлой неделе в Алтайском крае был приостановлен забой птицы в карантинных селах. Власти решили проследить за развитием ситуации. Неизвестно, сколько придется потратить на борьбу с птичьим гриппом и в Омской области. Здесь пока официально установлена причина гибели только дикой птицы в Саргатском районе, хотя падеж дикой и домашней птицы зафиксирован уже как минимум в восьми районах. Забой домашней птицы в Омской области еще не ведется, механизм выплат возможных компенсаций пока только обсуждаются.
От первого лица |
После завершения совещания с руководителями субъектов Сибирского федерального округа Геннадий Онищенко заявил: - Оснований для введения ограничений на поставки продукции птицеводства из областей, в которых зарегистрированы случаи падежа птиц, нет.