Реприватизация "Криворожстали" стала одним из символов "оранжевой революции": о необходимости его "справедливой перепродажи" один из лидеров "оранжевых", а ныне премьер Украины Юлия Тимошенко говорила даже еще до начала майданных событий. Напомним, что в 2004 году 93,02 процента акций комбината достались концерну ИМС (один из совладельцев - зять экс-президента Леонида Кучмы, Виктор Пинчук) за 800 миллионов долларов при стартовой цене в 718 миллионов. ИМС обошел тогда российскую "Северсталь". По мнению г-жи Тимошенко, на самом деле предприятие стоит 10-12 миллиардов гривен, то есть 2 миллиарда долларов. Правительство согласилось со своим премьером и оценило предприятие в 10 миллиардов гривен. Названа и дата проведения конкурса - 24 октября.
Правда, правительство неожиданно обставило будущего покупателя беспрецедентно жесткими условиями. Собственник должен вложить до 2013 года 2,4 миллиарда долларов инвестиций, да еще и обеспечить ежегодную прибыль предприятия в течение ближайших пяти лет в размере 9,5 миллиарда гривен ежегодно. Впрочем, последнее условие не столь тяжко, и всего лишь фиксирует статус-кво: в прошлом году предприятие продало товара на 10 миллиардов гривен. Инвестиции должны пойти на усиление производства: надо, требует правительство, производить товар с более высокой добавленной стоимостью, а не полуфабрикат, как сейчас. Так, в будущем на чугун (самый элементарный товар) должно приходиться не более 5 процентов производства. Наконец, собственник должен не допустить роста просроченной задолженности по зарплате, а к 2010 году обязан довести ее на заводе до так называемого отраслевого минимума - 534 доллара в месяц. Нельзя также сокращать число работников (сколько их трудится на 1 июня этого года, столько и должно оставаться, запрещено также разрывать с работниками трудовые договора), а также нельзя отказывать рабочим в праве отдыхать и лечиться в шести принадлежащих "Криворожстали" оздоровительных учреждениях. Таким образом, правительство намерено убить (руками инвестора) двух зайцев: получить из устаревшего монстра классный актив, но безо всяких либеральных штучек вроде увольнения "лишних" рабочих или сбрасывания с баланса тех же профилакториев.
Неожиданной новостью стало и то, что уже вчера на предприятие, несмотря на столь жесткие условия, нашлись претенденты. Это позволило г-же Тимошенко выразить уверенность, что реально завод продадут намного дороже, чем за 10 миллиардов украинских денег. Два мировых гиганта сталеварения объявили, что будут покупать украинский актив, несмотря ни на что. Аналитики говорят, что гигантов в Украину гонит рост издержек в центрах традиционного производства стали: сталь дешевеет и лидеры рынка хотят перебазироваться поближе к источникам сырья. Украина - как раз то место.
В России всех, естественно, интересует в первую очередь, будут ли участвовать в конкурсе наши компании. Вчера они так и не объявили о своем намерении открыто. В "Северстали" корреспонденту "РГ" жестко сказали: "Мы эту тему не комментируем". В то же время источник в компании сообщил нам, что там с нетерпением ждут, когда Украина объявит условия конкурса, поскольку "интерес, конечно, есть".
Мы позвонили в минпромэнерго и поинтересовались, что думают чиновники о последствиях возможного шага "Северстали". Там также уклонились от комментариев, сославшись на то, что "мы, чиновники, не даем рекомендаций бизнесу". В то же время там фактически признались, что даже гипотетически не просчитывали размер и вес стального гиганта, который может возникнуть в результате сделки. "Надо смотреть, считать, сколько производит "Северсталь" и сколько "Криворожсталь", - поведал нам источник в министерстве. - Наверное, это будет крупнейшее предприятие в России. А вот его место на рынке Европы - затрудняюсь сказать, надо считать".
Более откровенно комментируют возможную сделку в Международном союзе металлургов. По словам генерального директора этой организации Василия Колпакова, объединение двух гигантов станет крупнейшим активом в России, но не позволит "Северстали" дотянуться до мирового уровня: оборудование и на наших производствах, и тем более на украинских, предельно изношено, и пока, по словам нашего собеседника, российские металлурги занимаются тем, что выжимают из "старья" предел возможного. Покупка, по мнению г-на Колпакова, ничего не даст "Северстали" в плане выстраивания принципиально иной технологической цепочки производства, и вообще, "если честно, тратить такие деньги на этот актив не стоит". По словам г-на Колпакова, металлургам надо бы подумать об инвестициях в небольшие градообразующие заводы, разбросанные по всей стране и по большей части простаивающие без денег и без заказов, что создает колоссальные проблемы как главам муниципальных образований, так и смежникам. Если есть 2 миллиарда долларов, лучше вложить их в свою промышленность - ведь одно металлургическое производство позволяет держаться на плаву заводам в семи смежных отраслях - таков пафос Международного союза металлургов.