Если верить прогнозам, то до конца 2005 года их будет уже 100 миллионов человек. Если эта тенденция сохранится, то в 2006 году на 100 россиян будет приходится 100 телефонных аппаратов. В этом случае российский рынок сотовой связи станет похож на европейский. Впрочем, в России есть территории, куда мобильная связь еще не дошла.
Тем не менее россияне не готовы тратить в месяц более 300 рублей на разговоры по мобильнику. Социологические исследования показывают, что треть абонентов расходуют на услуги связи не более 200 рублей в месяц. Так поступают селяне, а также жители Северо-Западного (43 процента) и Приволжского (41 процент) федеральных округов. Дороже всего оплата мобильного обходится жителям Центрального федерального округа - 200-300 рублей, эти суммы привычны и для небольших городов. А меньше всего денег тратят пенсионеры - около 20 рублей в месяц.
Как правило, чем моложе абонент, тем дороже у него телефонный аппарат и тем больше расходы на него. Так, 16 процентов пользователей тратят на мобильную связь более 500 рублей в месяц. Это в немалой степени зависит от того, что молодые абоненты активнее пользуются дополнительными услугами, предлагаемыми операторами связи и различными провайдерами. Особенно популярны СМС-услуги (среди молодежи от 18 до 24 лет SMSки используют 86 процентов). Это можно объяснить расширением их функций.
Помимо первоначальной - обмена короткими сообщениями - россияне часто скачивают мелодии (рингтоны) (21 процент пользователей) и картинки (17 процентов). Продажа рингтонов сегодня выделилась в отдельный рынок, резво набирающий обороты. Реже с помощью СМС абоненты узнают прогноз погоды, курс валют или свой гороскоп (менее 10 процентов). Самыми активными "качками" рингтонов (25 процентов) и картинок (22 процента) среди россиян оказались жители Приволжского федерального округа. А такими услугами, как мобильный Интернет (26 процентов) и прогноз погоды (22 процента), чаще пользуются в Сибирском федеральном округе.
Примечательно, что сильный пол доминирует в потреблении дополнительных услуг. Так, четверть мужчин, пользующихся сотовой связью, регулярно скачивают мелодии. А среди женщин таких любительниц всего 17 процентов. Однако каждый четвертый владелец сотового вообще не пользуется никакими дополнительными услугами.