Ведь еще в понедельник главный экономист с уверенностью докладывал президенту о полной готовности федеральных целевых программ (ФЦП). А накануне заседания правительства на Краснопресненской набережной с нетерпением ждали от Грефа разработанного в его ведомстве документа. И дождались. Правда, лишь к вечеру.
Именно поэтому, открывая заседание кабинета министров, Фрадков потребовал от минэкономразвития и отраслевых министерств прекратить практику представления материалов к заседаниям правительства в последний момент, которые к тому же грешат плохим качеством. В итоге после того, как ведомство Грефа все же внесло в правительство документы, работа над ними шла даже ночью, что, собственно, и возмутило премьера.
Фрадков - Грефу: Ваша штабная работа - напрячь
Все аргументы, которые мог привести в этот момент главный экономист, явно были не нужны. А премьер продолжал критиковать министра за то, что до сих пор ни одна из пятнадцати ФЦП, разработанных и представленных, еще не утверждена, а четыре программы и вовсе не внесены в правительство.
- Это никуда не годится, - возмущался Фрадков. - Такая практика подготовки вопросов к заседаниям правительства должна быть прекращена.
Тем не менее, чтобы не откладывать обсуждение, глава правительства обратился с просьбой к членам кабинета министров все-таки рассмотреть на заседании вопрос о ФЦП, поскольку 18 августа правительство должно утвердить проект федерального бюджета на будущий год.
Докладывать о ФЦП решил не Греф, а его заместитель Виталий Савельев. Он сообщил, что всего в 2006 году планируется финансировать 51 федеральную целевую программу. Из них 36 программ уже утверждены. Из 15 новых программ и 7 подпрограмм остаются до конца не согласованными три программы и одна подпрограмма, а именно программы "Культура России", "Совершенствование федеральной системы разведки воздушного пространства", "Социально-экономическое развитие Курильских островов", а также подпрограмма по обеспечению жильем беженцев и вынужденных переселенцев. Планируется, что концепции уже согласованных программ и подпрограмм будут утверждены распоряжением правительства до 26 августа, а несогласованные программы будут внесены в минэкономразвития до 1 октября с тем, чтобы до 1 ноября они могли быть тоже утверждены. В случае если до этого срока программы не будут утверждены и не будут выпущены соответствующие распоряжения, то, как заверил Греф, они не будут финансироваться в 2006 году.
Послушав Грефа и отчасти сочувствуя ему, Фрадков призвал экономистов "жестко контролировать" подготовку ФЦП и их проведение. В частности, он обратил внимание на тот факт, что, по данным Росстата, в первом полугодии текущего года из 3218 строек и объектов, которые должны были финансироваться из федеральной адресной инвестиционной программы, 1530 объектов денег не получили, а финансирование 1199 строек - в размере менее 50% годового лимита. Греф объяснил такую ситуацию тем, что раньше ФЦП утверждались без четко просчитанной сметы строительства и деньги на это строительство выделялись, исходя из текущих возможностей бюджета. Поэтому и происходило урезание финансирования. "Эта проблема сейчас ликвидирована", - сказал Греф. Сейчас, по его словам, ФЦП получают согласование только при наличии пообъектной сметы. "Так мы можем рассчитывать на качественное улучшение ситуации?", - спросил министра Фрадков. "По новым программам это будет абсолютно так", - заверил Греф.
- Деньги здесь немалые - сотни миллиардов - надо ответственно подойти к выполнению программ, - призвал премьер, обратившись к Грефу. - Ваша штабная работа - напрячь.
- Мы уже погонялки много раз применяли, - тут же отозвался главный экономист, предложив отраслевикам не растягивать работу, а сократить сроки доработки до недели.
Но это для тех программ, которые Греф не внес в черный список. Наиболее же горячие споры развернулись вокруг "Энергоэффективной экономики", которую минэкономразвития предложило закрыть в силу низкой эффективности. Глава министерства Герман Греф утверждал, что"новые ФЦП принципиально иные, и все старые программы следует пересматривать на основе новых положений и принципов". По его словам, в указанной программе "нет ничего содержательного, и надо разрабатывать новую программу". "Нет ничего общего с повышением энергоэффективности, нет индикаторов, разбивки по годам, а приводимые цифры - устарели, в том числе по нефти, газу и углю, их надо корректировать в разы", - горячился Греф. Тем не менее, по его словам, минэкономразвития "не возражает против самой программы, но возражает против ее сути".
- Какой смысл оставлять только оболочку, утвердив ее вновь на 2006 год? - обратился главный экономист к главе минпромэнерго, в чьем ведении находится программа, добавив, что в прошлом году она была оставлена в перечне, "но за год ничего не произошло".
- Давайте разбираться, - миролюбиво предложил Фрадков.
- Мы предлагаем ее прекратить, - твердо сказал Греф.
- Члены кабинета готовы ее прекратить? - обратился к присутствующим Фрадков и ответил. - Нет.
- Тогда с нас никакого спроса, - умыл руки Греф.
Но в зале возникла скандальная атмосфера. Виктор Христенко категорически не согласился с позицией Грефа, заметив, что "Энергоэффективная экономика" - программа, функционирующая до 2010 года: мероприятия согласованы, а объемы не вызывают вопросов". Но нужны были более весомые аргументы и Христенко их нашел, пояснив, что суть программы имеет большое значение в преддверии предстоящего заседания "большой восьмерки", где одной из основных тем будет энергобезопасность. В течение года, пообещал Христенко, специалисты смогут придать программе "новый облик".
- Такая программа точно нужна стране, и для меня это очевидно, - отстаивал он ФЦП. Но Фрадков, несмотря на то, что изначально он поддерживал Христенко, вдруг пересмотрел свою позицию и сказал, что Греф убедительно аргументировал предложение о приостановке финансирования программы в 2006 году. Тем не менее глава правительства предложил вынести "Энергоэффективную экономику" на отдельное заседание правительства.