11.08.2005 23:00
    Поделиться

    Вятские школы сгруппируют в круга

    Суть эксперимента заключается в четком разграничении функциональных обязанностей ведомственной вертикали, в возможности объединить под одной системой управления образовательные ресурсы нескольких муниципалитетов. Во главе образовательного округа будет стоять госчиновник, назначенный губернатором по представлению государственного управления образования. Он будет утверждать директоров школ и нормативы по каждому учебному заведению, в том числе и финансовые. За единицу исчисления планируется принять одного обучающегося с учетом ступени обучения.

    Муниципальные органы управления образованием будут ликвидированы, а все учебные заведения на территории округа (школы, детские сады, профессиональные училища, техникумы, учреждения дополнительного образования) получат статус государственно-муниципальных. В ведении муниципалитетов останутся только вопросы содержания зданий. Взаимодействие образовательного округа с местной властью обеспечит Попечительский совет, с которым будут согласовываться вопросы образовательной политики округа.

    Образовательные округа были в России еще в ХIХ веке, они просуществовали до прихода советской власти. Три года назад идею образовательных округов реанимировали в министерстве образования РФ, а Самарская область стала первой участницей федерального образовательного эксперимента. По оценке декана факультета управления социальной сферой Самарского государственного педагогического университета, профессора Льва Фишмана, за три года эксперимента качество и доступность самарских образовательных услуг заметно улучшились. Округа позволяют привлекать дополнительные финансы и рационально использовать имеющиеся, более эффективно заниматься подготовкой кадров. "Главное в сегодняшнем образовании - интересы потребителей образовательных услуг", - считает Лев Фишман.

    Кировскую область к позитивному самарскому опыту, по словам заместителя губернатора области Александра Галицких, подталкивает в первую очередь демографическая ситуация (ежегодно в области закрываются до 30 малокомплектных школ). При создании образовательных округов каждый их них будет объединять несколько районов. "Мы учтем главную ошибку Самарской области, где округа создавались не по границам районов, а как придется. Сейчас у нас идет большая работа с главами районов: нужен взвешенный подход по всем вопросам, чтобы не наломать дров", - отметил Александр Галицких.

    На сегодняшний день существует несколько вариантов состава образовательных округов, которые будут обсуждаться на областном августовском совещании с работниками образования и на очередном заседании правительства области, которое пройдет в сентябре. В эксперимент Кировская область вступит с 1 января 2006 года и, возможно, уже с этого времени школы области перейдут на подушевое финансирование. Законодательное собрание региона в ближайшее время планирует рассмотреть законопроект о нормативах финансирования образования, который изменит саму суть образовательной системы в регионе.

    Всего на участие в эксперименте претендовали 15 регионов России, победили четыре из них - Ульяновская, Астраханская, Сахалинская и Кировская области. Эксперимент будет продолжен и Самарской области.

    Кстати, на финансовую самостоятельность переходят и школы Нижнего Новгорода. По мнению директора городского департамента образования и социально-правовой защиты детства Ирины Тарасовой, это поможет защитить родителей от нелегальных сборов. На данный момент из 581 образовательного учреждения 76 уже сами составляют смету, а до 1 января 2006 года статус юридического лица обретут все школы города: они будут самостоятельно вести бухгалтерию, откроют расчетные счета для бюджетных и внебюджетных средств.

       мнения

    Игорь Богданов, депутат городской Думы Нижнего Новгорода, директор школы 91:

    - Создание округов действительно может послужить делу объединения школ в создании единого пространства образовательных услуг, прекратить дублирование одних и тех же направлений в разных школах, скоординировать усилия педагогов, родителей и детей в подготовке к высшему образованию. Единственное, что вызывает опасения, - компетентность и беспристрастность госчиновника, наделенного такой властью при распределении финансовых потоков между школами, назначении и увольнении директоров, а также то, чем он будет руководствоваться, определяя нормативы для каждой отдельно взятой школы.

    По закону РФ школы должны были обрести юридическую и финансовую самостоятельность еще в 1993 году. При существующей сегодня системе финансирования образования деньги приходят не в школы, а в районное управление образованием - централизованную бухгалтерию, и только потом, подчас без учета потребностей конкретных учебных заведений, распределяются между школами. Поэтому я считаю, что переход на самостоятельность с открытием расчетных счетов и собственных бухгалтерий позволит школе действительно получать выделенные ей государством деньги. В этом и будет заключаться прозрачность финансовых потоков. Также попечители, как из числа родителей, так и привлеченные спонсоры, смогут контролировать расход перечисленных ими средств.

    Наталья Жураковская, директор школы 182, Ленинский район Нижнего Новгорода:

    - Наша школа еще не перешла на финансовую самостоятельность, однако сейчас мы готовим все необходимое к переходу: общаемся с коллегами, изучаем материалы. Как и любое нововведение, это сложно. Нужно искать хорошего бухгалтера, самим разбираться в законодательной базе. Необходимо создать и условия для работы: выделить отдельный кабинет, установить сигнализацию, сейфы. Сначала, конечно, будет трудно. Сейчас, когда деньги идут напрямую в школу мы сами видим смету - у нас появилось представление, на что и сколько мы можем потратить. Думаю, что хуже не будет, потому, что те наши коллеги, которые уже перешли на финансовую самостоятельность, довольны. И мы со временем тоже разберемся.

    Поделиться