Театры и театральные школы, получившие президентские гранты, входят в число национальных сокровищ, хотя это число далеко не исчерпывают - поэтому, надо надеяться, это действительно только начало.
Россия велика, до МХТ или Вахтанговского из Иркутска далеко, и еще дальше из приморского райцентра. ТВ давно перестало показывать спектакли, национальные сокровища уже не так доступны большей части нации.
Поэтому речь идет о сокровище, которое находится в опасности, - о русском репертуарном театре. О том, который Станиславский называл театром-домом. Это уникальное творение русской театральной истории, имеющее мало аналогов в мире. Оно находится под обстрелом наших "прогрессистов", считающих его век оконченным. И может погибнуть под натиском коммерческих антреприз, которые чаще всего выводят театр из ряда духовных ценностей и трактуют его как сферу услуг и как развлечение. Антрепризы богатеют - театр беднеет. Они предлагают коммерческое смотриво - он пытается сохранить сценическое искусство. И соотношение между ними давно сформулировано: храм и менялы у входа. Что предпочтем?
Учреждение президентских грантов для крупнейших театральных храмов страны можно рассматривать как важную, но разовую акцию. А можно - как сигнал к долговременному и целенаправленному действию. Тревожные вести из крупнейших театральных центров России множатся, и это значит, у минкультуры еще много работы. Столичных мастеров выслушали и к ним прислушались. Может, обратим внимание на огромную театральную Россию? Пустить дело на самотек - значит отдать отечественную культуру на растерзание самым ушлым, но далеко не всегда лучшим. В помощи нуждаются таланты - бездарности пробьются сами.