15.08.2005 00:30
    Поделиться

    Балерина Наталья Ледовская: Нужно делать то, в чем ты лучше других

    Российская газета | Летом хочется отдыхать, уехать куда-нибудь к морю. Не устаете от жизни, при которой нужно подстраиваться под чужие планы?

    Наталья Ледовская | Бывает, что устаю. Но как только в отпуск уходишь, начинаешь скучать, чего-то не хватает. Иногда хочется попробовать что-то новое. Как раз сейчас пробую - в этом году поступила в ГИТИС на педагогический. Можно сказать, у меня уже был маленький опыт преподавания. Молодые ребята как-то попросили меня позаниматься с ними. В балете часто так бывает - артисты незаметно становятся педагогами. Но на то чтобы заниматься этим серьезно, просто нет времени. Постоянно сама репетируешь, куда-то уезжаешь.

    РГ | Куда, если не секрет?

    Ледовская | Постоянно зовут в Японию - можно сказать, это уже любимая страна. Недавно в очередной раз выступала в Токио с труппой Национального театра. Нынешней осенью впервые буду танцевать в Швейцарии, в Цюрихе.

    РГ | Ну с Японией понятно, Театр Станиславского туда часто ездит на гастроли, и затем японцы приглашают на свои спектакли ведущую балерину театра. А как возникают другие страны? Та же Швейцария, например?

    Ледовская | Где-то увидели в составе театра. Куда-то едешь с концертной программой - например, меня позвали участвовать в проекте "Майя Плисецкая и звезды". В зале оказывается кто-то из балетных людей, кто-то слышит его отзыв. Бывает, что после спектакля подходят сразу несколько человек. Иногда два предложения совпадают по времени, и приходится соблюдать определенные правила игры. В Японии, например, принято, что если ты едешь по чьему-то приглашению, то потом обязательно должен перед следующими выступлениями уехать из страны. Хоть через день возвращайся, но как бы уже по новой.

    Что касается Швейцарии, то меня рекомендовал Цюрихскому балету Алекс Урсуляк. Это хореограф, который ставил несколько лет назад балет для моего творческого вечера. Он жил в Германии, работал в Штутгартской школе. Потом работал в Цюрихе, сейчас им помогает. И вот он приехал летом на балетный конкурс и спросил, не хочу ли я поехать в Швейцарию. Я сразу поинтересовалась, говорит ли там кто по-русски. Потому что сама объясняюсь практически на пальцах. Оказалось, есть солист из России, так что никаких сомнений не осталось. Тем более что предложение поступило интересное во всех отношениях.

    РГ | И в финансовом? Можно не стыдиться?

    Ледовская | Можно. Меня несколько дней назад ошарашили. Оказывается, уже в Интернете есть информация о том, что я поеду, какой у меня будет гонорар. Удивительно, потому что, кроме импресарио, я ни с кем об этом не говорила.

    РГ | Вы сказали, что говорите только по-русски. А как же удается объясняться там, где нет русских солистов?

    Ледовская | Как-то удается. Был забавный случай. Меня пригласил в Японию Теция Кумакава. Это звезда японского балета, он танцевал в Ковент Гардене. И вот на его 30-летие проходили концерты. Я должна была танцевать с ним "Юношу и смерть" Ролана Пети. По такому случаю пригласили самого Пети. Мы показываем ему свою работу, чтобы он сделал какие-то замечания. Минут сорок искали японку, которая говорит по-русски. Она приходит - и оказывается, что она знает только русский и японский. Никаких других языков. И тогда Пети сказал: "Ну, ничего, мы поймем друг друга". Он даже не замечания делал, а объяснял мне содержание роли, чтобы я лучше поняла ее изнутри. Мы общались с ним на каком-то смешанном языке. Какие-то слова - по-французски, какие-то - по-английски. Вы знаете, получилось. Хотя, конечно, я очень волновалась.

    РГ | А были какие-то заманчивые приглашения, от которых пришлось отказаться?

    Ледовская | Да. В Лос-Анджелесе я танцевала на открытии гастролей нашего театра. Спектакль прошел хорошо, я еще вся на эмоциях, в эйфории. И тут подходит ко мне женщина и спрашивает: "Вы не хотите работать в Эй-би-ти?" (Американский театр балета, лучшая балетная труппа США. - Ред.). Я, еще не остыв, отвечаю: "Да, конечно, с удовольствием!" Знаете, после спектакля происходит такой выплеск эмоций, что море по колено. Потом мне сказали, что меня хотели попробовать в паре с Анхелом Кореньо, одним из ведущих солистов театра. Потом, уже спокойно подумав, я поняла, что для нормальной работы в Эй-би-ти нужно переезжать в Америку, бросать все здесь. Зачем начинать все сначала, когда все так хорошо складывается дома?

    РГ | Неужели никогда не возникало обиды, что не дают танцевать "Лебединое озеро"? Вы ведь - редкий случай - стали народной артисткой России, не станцевав Одетту-Одиллию.

    Ледовская | Во-первых, я никого в театре и не просила дать мне "Лебединое озеро". Есть определенная привычка, может быть, даже стереотип, что балерина в "Лебедином озере" должна непременно быть высокой, а у меня небольшой рост. Нужно в первую очередь делать то, в чем ты лучше других. Когда я выхожу в "Эсмеральде", в "Жизели" - я купаюсь в роли. Мне кажется, это заблуждение, что артист должен танцевать абсолютно все подряд. Лопаткина не танцует "Дон Кихота", и никто не говорит, что она плохая балерина. Можно блестяще исполнить всего одну роль и остаться в истории. К тому же я танцую "Лебединое озеро" за границей, так что ущемленной в этом смысле себя совершенно не чувствую.

    РГ | Вашей дочери девять лет. Вы хотите, чтобы она пошла по вашим стопам? Или будете отговаривать ее от этой тяжелой профессии?

    Ледовская | Отговаривать уже поздно. Катя учится на подготовительном отделении и твердо сказала, что собирается стать балериной. Чего еще было ожидать от ребенка, выросшего за кулисами. Конечно, профессия трудная, даже в чем-то опасная. Но зато мы с мужем Владимиром Кирилловым всегда можем помочь ей советом.

    РГ | Вы не боялись заводить ребенка? Иногда приходится слышать, что это мешает карьере.

    Ледовская | Ну сколько лет будет продолжаться артистическая карьера? Двадцать, тридцать? Это еще не вся жизнь. Конечно, в тот момент я потеряла какие-то роли, контракты. Когда я узнала, что жду ребенка, пришлось отказаться от нескольких выгодных предложений, под которые мы занимали деньги на новую квартиру. На носу был конкурс. Дмитрий Александрович Брянцев расстроился, что я не смогла танцевать премьеру "Укрощения строптивой" - он специально ставил главные роли на контрасте нашего с Володей роста. Но "Укрощение" я потом станцевала, а дочь - вот она, со мной.

    Поделиться