С благодарностью проводили "на повышение" Татьяну Ахрамкову, которая стала главным режиссером Драматического театра им. К.С. Станиславского. Художественный руководитель театра Сергей Арцибашев рассказал о творческих планах: в этом году в театре будет поставлена "Птица-тройка" по "Мертвым душам" Гоголя, "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина и "На бойком месте" Островского.
После торжественных речей корреспондент "РГ" попросил сказать несколько слов Эммануила Виторгана о еще одной возможной премьере - "Бане" Маяковского, в которой народный артист России сыграет главную роль.
Российская газета: Эммануил Гедионович, не омрачено ли у вас открытие сезона грустными мыслями?
Эммануил Виторган: Нет. Я не самый большой, но - оптимист. Во всяком случае, в том, что касается профессии. Думаю, что работы у меня хватит. В кино я сам выбираю, что играть. А в театре по поводу репертуара театра все решает художественное руководство, мы - люди "подчинибельные".
Я полон сил, многое могу. Сейчас не нам предложили, а мы - группа артистов - интересный проект. Дело в том, что в Театре им. Маяковского за 80 лет не шла ни одна пьеса Владимира Маяковского. Мы пошли к Сергею Николаевичу Арцибашеву с предложением постановки пьесы "Баня". Там поэт разбивает к чертовой матери советский бюрократический аппарат. Пьеса более чем актуальна. Кроме того, интересно, что действие там происходит в 30-х годах, но появляется женщина из будущего, точнее - из 2005 года! Удивительное совпадение... Так что идея хорошая, есть группа артистов, режиссер, композитор. Теперь надо договориться с художественным руководством.
РГ: Когда-то вы планировали заняться режиссурой и даже называли пьесу - "Антигону" Жана Ануя. Есть надежда, что эти планы реализуются?
Виторган: Сейчас у меня таких идей нет. Я крайне редко берусь за чужое для меня дело - режиссуру и мучаюсь за свою наглость. Но, может быть, эта мысль и возникнет.
РГ: Вы в прошлом сезоне репетировали в спектакле "Спуск с горы Морган". Но спектакль выпущен с другим актером. Почему?
Виторган: Эта пьеса была взята в расчете на меня. Во всяком случае, так говорил замечательный режиссер Леонид Ефимович Хейфец. Но с каждой репетицией я все больше понимал, что пьеса устарела, а попытки сделать ее более современной не предпринимались. Я несколько раз говорил с режиссером, хотел уйти, но меня уговорили остаться. Согласился, чтобы не подводить, но за три недели до премьеры все же не выдержал. Я ведь нормальный человек с нервами, к тому же очень забочусь о своем престиже. Но главное - о престиже театра. Мне хочется, чтобы Театр Маяковского продолжал те традиции, которые были заложены Мейерхольдом, Охлопковым, Гончаровым... Что касается "Спуска с горы Морган", то никакого конфликта и склок по этому поводу не было и нет. Я вообще не конфликтный человек.
РГ: По Москве ходили слухи, что на репетициях этой пьесы разругались два народных артиста - вы и Ольга Яковлева. Это правда?
Виторган: Ничего подобного! Ерунда! Я очень люблю Олечку, у нас с ней замечательные отношения. Я преклоняюсь перед ней. Она - потрясающая артистка и человек очень хороший. Она бывает резковата, но только по делу, по профессии. Кроме того, я никогда не ссорюсь с женщинами. Наоборот, отношусь к ним уважительно и нежно.