Министр Фурсенко появился в зале с огромной дыней: только что прилетел из Узбекистана, где был с рабочим визитом. Этот дружеский жест не мог быть истолкован иначе, как стремление "наводить мосты" между центром и регионами. Инициатором встречи с министром выступил Институт образовательной политики "Эврика". Ректор "Эврики" Александр Адамский мечтает создать институт региональных управленцев, говорящих на одном языке с федеральным центром. Ведь зачастую сейчас задачи центра и регионов не совпадают по вполне объективным причинам. Федералы не всегда находят понимание на местах. Пока "продвинутые" регионы - такие как Чувашская Республика, Самарская область, Красноярский край уже вовсю "двигают реформу" - вводят у себя нормативное финансирование на одного ученика, заказывают профобразованию подготовку тех специалистов, которые действительно нужны рынку труда, переходят на новые организационно-правовые формы образовательных учреждений, другие, а их большинство, - живут по-старинке. Зачастую муниципальные и региональные власти рассматривают образование лишь как зону социальных рисков, не более. Отсюда - и финансирование по остаточному принципу, и стремление отмахнуться от проблем школ и вузов.
Ситуация настолько пестрая, что в результате единое образовательное пространство России оказалось под угрозой. Нужно искать точки соприкосновения. Тем более что уже не секрет: далеко не все учителя, преподаватели вузов и техникумов, студенты довольны теми изменениями, что происходят. Особенно опасны спонтанные действия молодежи, которой легче манипулировать. А это зачастую и пытаются делать. Поэтому так важна умная и тонкая образовательная политика, согласованная на всех уровнях.
- Молодежная безработица, в том числе и структурная - когда невозможно найти работу после вуза - это то, что нас сегодня заботит, - говорил Андрей Фурсенко. - Молодежной политике будет посвящено одно из ближайших заседаний правительства. Мы озабочены также низкой зарплатой учителей, и понимаем, что ее надо повышать. Это и моя головная боль. За четыре года мы ушли от задержек зарплаты, а сами зарплаты растут.
Те темпы, которые заданы на федеральном уровне, многие регионы не только выдерживают, но и опережают. Но чем дальше продвигается реформа, тем больше недовольных. Говорят, что этого мало. Но вы лучше меня знаете, что те цифры, которые сейчас заложены в региональных бюджетах на повышение зарплаты - практически предельные. Особенно в некоторых дотационных регионах. Если Москва еще имеет некоторую свободу маневра (здесь зарплаты в последнее время существенно возросли), то уже Московская область себе такого позволить не может.
- Я помню, когда год назад в Ханты-Мансийске учителя начали бастовать, они говорили: "Как можно вытерпеть 10-15 тысяч в месяц? Нефтяники-то получают по 50!", - продолжал министр. В этом мало логики. Власть готова пойти на серьезные изменения. Но в режиме спокойного диалога, а не ультимативных требований.
Касаясь перспективы, министр и региональные управленцы договорились, что первоочередными задачами для отрасли на ближайший год должны стать: нормативное финансирование на одного ученика, подготовка к введению отраслевой системы оплаты труда и введение ее в 2007 году, реструктуризация сети профессионального образования, отработка эффективных моделей перехода из школы в вуз (ЕГЭ не будет единственным способом такого перехода), создание системы регионального заказа системе образования, с учетом потребностей рынка труда.