В день 15-летия со дня смерти Виктора Цоя создатели памятника певцу, поэту, лидеру группы "Кино" дали пресс-конференцию, на которой сообщили, где и когда будет установлен памятник, а заодно напомнили, как они этого добились.
Памятник Виктору Цою будет установлен в сквере на пересечении Вернадского и Университетского проспектов. Выглядеть он будет, по словам организаторов, фантастически: Виктор Цой верхом в очках на мотоцикле "Ява" с разбитой фарой. Сзади будет установлен некий диск, который при свете фар проезжающих мимо автомобилей будет очень красиво светиться. Однако и этот вариант может найти массу недовольных.
Вообще история с установкой памятника уходит корнями в 2000 год, когда скульптор Алексей Благовестнов изваял музыканта в качестве своей дипломной работы, которую защитил на "отлично". Летом 2003 года работу выставили в Российской Академии художеств.
Кинорежиссер Сергей Соловьев задумал поставить в Москве памятник последнему народному поэту ушедшего века. Тут и подвернулся скульптор Благовестнов со своим творением. Соловьев поначалу отказывался, но потом, когда увидел памятник, страшно его полюбил и никакой иной уже и не представлял в качестве памяти музыканту. Идею увековечить Цоя в таком виде поддержала общероссийская общественная организация Российский союз молодежи. Был создан специальный фонд для сбора средств на установку памятника, который назвали "АССА" в честь знакового фильма Сергея Соловьева, а курировать проект стал сам режиссер.
Было решено выставить памятник на Старом Арбате, подле так называемой "стены Цоя" (Кривоарбатский переулок) - известное место паломничества "киноманов". Год назад собравшимся у стены была представлена гипсовая скульптура, прошел импровизированный митинг и сбор средств. Однако в сентябре 2004 года Комиссия по монументальному искусству при Московской городской Думе, впервые рассмотрев вопрос об установке памятника, решила, что памятник там стоять не может. Поводом отказа стало недовольство жителей окружающих переулок, которые боялись, что теперь тут начнет собираться еще больше молодежи, а заодно подъедут и байкеры - поскольку Цой на мотоцикле. На следующем рассмотрении в апреле этого года комиссия предложила установить памятник в Парке культуры и отдыха им. Горького или на перекрестке проспекта Вернадского и Университетского проспектов. В итоге последнее место победило.
Авторы затеи считают это место довольно подходящим. "Я даже рад, что это не Арбат, куда люди приходят фотографироваться, и не музей, - сказал скульптор Благовестнов. - А рядом с МГУ, где учатся умнейшие люди нашего времени". Хотя опасения по поводу того, что к памятнику не будет зарастать народная тропа странноватых людей в кожаных куртках, с гитарами, которые будут там жить день и ночь, не оставляют жителей района, дома которых находятся буквально в 300 метрах от предполагаемого перекрестка.
Установить бронзовую скульптуру предполагается в будущем году. Для этого потребуется порядка 10 млн. рублей, сбор которых происходит постоянно. Есть и другие проблемы, чисто художественного характера. Некоторые поклонники певца, люди, как известно, очень тонкой душевной организации, недовольны тем, что Цой сидит на мотоцикле. Он на нем вряд ли ездил, да и разбился на автомобиле. Не нравится им и то, что он без гитары, без обуви. На пресс-конференции вовсю цитировали отсутствовавшего Сергея Соловьева (режиссер улетел в Германию по срочным делам), который всегда говорил, что этот памятник - художественное видение скульптора Благовестнова. Кроме того, монумент нашел положительный отклик у вдовы музыканта, Марьяны Цой, которой недавно не стало, но она завещала право участникам проекта "АССА" действовать от ее имени.
Памятник динамичен, интересен, а если посмотреть на него сверху, то напоминает крест. Крест, который ценители рок-музыки взвалили на себя, вовсе не предполагая, что он будет таким тяжким.
Прямая речь
Скульптор Алексей Благовестнов ответил на вопросы "РГ".
Российская газета: Как вам пришла идея этой скульптуры?
Алексей Благовестнов: Я просто нашел мотоцикл "Ява" с разбитой фарой, это навело на мысль. Потом уже появились очки. Многое интуиция подсказала.
РГ: Были ли со стороны Комиссии по монументальному искусству претензии художественного характера, как, например, когда-то к "Древу жизни" Эрнста Неизвестного, которое сравнивали с ядерным грибом?
Благовестнов: Дело в том, что с этим памятником я победил на конкурсе Третьяковской галереи, что позволило мне беспрепятственно проходить все этапы комиссии. К тому же, когда я защищал диплом, у нас присутствовали на защите корифеи.
РГ: А поклонники вам выражали недовольство?
Благовестнов: В глаза мне никто ничего не говорил, но были такие, которые смотрели на меня с сомнением. Но когда я объяснял, что и почему, они вроде соглашались. То есть тут нужен личный разговор.
РГ: Как я понимаю, основными поводами скитания памятника были жалобы жильцов?
Благовестнов: Думаю, боялись люди среднего поколения, у которых сложились устоявшиеся привычки. Я ведь тоже не знаю, что и как будет, тоже переживаю. Боюсь, что памятник могут разнести на части. Там спицы есть, очень тонкие детали. В советские времена было такое понятие "дебилоустойчивость" - нужно, чтобы из произведения ничего не торчало, иначе отпилят. А у моего все торчит, я сделал на европейский манер. Надеюсь, люди будут сдерживать себя, и не получится, как в Афинском акрополе, куда уже специально привозят куски, чтобы их таскали на сувениры.