Приказ долго "гулял" по различным кабинетам, но наконец он все-таки был зарегистрирован в Минюсте. Речь в нем идет о расширении возможностей использования дистанционных технологий и Интернета в образовании. В чем суть? По просьбе "РГ" приказ комментирует заместитель начальника отдела федеральных перечней учебной литературы и развития средств обучения Минобрнауки России Ольга Чиханова:
- Приказ N 137 - это отправной документ, утверждающий порядок использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Он заменил собой приказ N 63, который так и не прошел регистрацию в минюсте, хотя даже попал на некоторые порталы как официальный документ.
Отныне возможности использования дистанционных технологий в образовании существенно расширяются. Во-первых, теперь их можно применять в любом объеме не только в вузах, техникумах, колледжах и профессиональных училищах, но и в общеобразовательной школе, и в дополнительном образовании.
Новым является и то, что интернет-технологии узаконены на всех уровнях образования и во всех формах. Раньше при лицензировании, аккредитации и аттестации учебного заведения "измерялось", сколько предметов преподаются дистанционно. И в зависимости от того, сколько преподавателей - 20 или 70 процентов - использовали дистанционные технологии, выдавалась лицензия на преподавание с использованием ДОТ "в полном объеме" или "в неполном объеме". В министерстве считают, что либо нужна более четкая процедура лицензирования, либо данное положение является не совсем существенным. Таким образом, применение дистанционных технологий в образовании публикуемый приказ расширил как вширь, так и вглубь. Образовательные учреждения получили больше возможностей для реализации своих программ.
Единственное ограничение касается вузов: лишь сами головные вузы и их филиалы имеют права использовать эти технологии. Представительства вузов по этому приказу такого права лишаются. В министерстве это объясняют тем, что представительство - это часть головного вуза, оно не является самостоятельным подразделением.
Когда речь заходит о применении компьютеров и Интернета, то всегда много вопросов по поводу качества образования, полученного не в академической аудитории. Понятно, что любая новая форма имеет свои минусы. Дистанционные технологии - это пока образовательная технология, а не форма обучения.
И все-таки итоговая аттестация может проводиться только в присутствии ученика
Часто спрашивают: можно ли полностью выучиться в таком виртуальном университете или школе: поступить, отзаниматься и сдать экзамены? Отвечаем: все-таки пока нет. Итоговая аттестация может проводиться только в присутствии ученика, то есть в традиционной форме. Один раз все же надо будет приехать, познакомиться со своим педагогом и сдать экзамены. Будут ли поблажки для инвалидов, которым физически трудно приехать сдавать экзамены? Возможно, и будут, но пока в министерстве не готовы дать однозначный ответ.
Сказав "А", надо говорить "Б". В министерстве согласны, что за этим приказом должны последовать и другие изменения в законодательстве. В частности, будет узаконен и порядок самой разработки, а не только использования дистанционных технологий. Возможно, работа над таким документом будет проведена совместно с мининформсвязи.