17.08.2005 23:00
    Поделиться

    Амурская область: браконьерство как образ жизни

    Жить на Амуре и не заниматься браконьерством — все равно что помирать от голода в вагоне с хлебом. Эту мысль я слышала от местных не раз. Безработный Сергей, предложивший мне по дешевке мешок сушеной корюшки в Ульском районе, помирать без рыбы не собирается: этот продукт сызмальства ловили и ели без ограничений его дед и бабка, отец и дядьки. Сегодня ему как коренному жителю Нижнеамурья полагается какая-то нормовая рыба, он даже не узнавал сколько, но "свою норму" Сергей предпочитает вылавливать сам.

    Литровую банку красной икры в Булаве сегодня можно купить за триста рублей. Недавно инспекторы отобрали у Сергея очередную сеть, с которой он ходил на карася. Невелика потеря: китайские сетки он купил заранее с запасом.

    — Ну какой я браконьер? — не понимает он. — Вы видели настоящих браконьеров? Поверьте, они вас к стану живьем не подпустят… Да и станы те расположены на не виду, а в притоках, куда добраться без вездехода или вертолета невозможно. Спрашивается, у вас есть личный вертолет? А у рыбинспектора есть?

    Рыбинспекторов, впрочем, сегодня встретишь нечасто: в агентстве по ветеринарному и санитарному контролю, занимающемся нынче рыбоохраной, в разгаре реформа. Чиновники делят полномочия и разбираются, какие будут штаты, кому достанутся катера, сколько выделят денег на горючее. Во многих районах края даже мотористов в штате нет, а инспектор без моториста на воде — все равно что смертник. Здорово связало руки инспекторам и требование юристов иметь при составлении протокола понятых: это среди реки-то! Иначе ни о каких правовых последствиях браконьерства речь даже вести не будут.

    Между тем около 60 процентов всей рыбы, вылавливаемой в округе, имеет браконьерское происхождение — так считает начальник управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Сергей Белобородько.

    Пока чиновники ведомств перестраиваются, пока делят имущество, браконьерам на воде волюшка. Правда, при дальнейшей транспортировке незаконную добычу могут обнаружить работники милиции, но не на каждой же дороге они стоят… Как правило, в таких случаях говорят: только что на берегу купил, имею право.

    Тем не менее уже более семисот браконьеров и перекупщиков икры и рыбы ценных пород задержаны. В рамках широкомасштабной оперативно-профилактической операции "Путина-2005" в округе возбуждены 196 уголовных дел. Из незаконного оборота оперативниками изъяты 25 тонн красной и черной икры, 200 тонн рыбы осетровых и лососевых пород, 70 тонн морепродуктов, в том числе 45 тонн краба. Уже удалось выявить и закрыть 14 тщательно законспирированных подпольных икорно-балычных цехов, а браконьеры лишились 40 судов и других транспортных средств, 60 километров сетей, тысячи незаконных орудий лова. Теневой оборот российской рыбной отрасли становится соизмеримым по прибыльности с таким видом преступной деятельности, как незаконный оборот наркотиков.

    А помогает ли охранять рыбные ресурсы закон? Лишь отчасти. Дыр в законодательстве немало. Например, если автоинспекторы остановят на дороге машину с рыбой или икрой, то владельцу ничего не стоит отказаться от продукта, и получается, что не пойман — не вор. А новую сетку купить не проблема. Расходы окупаются с лихвой. Только вчера на рынке в Хабаровске был оштрафован на 500 рублей продавец рыбы, не имеющий на товар никаких документов. Сегодня нарочно проверила: стоит, голубчик, на том же месте. Хватает и других правовых пробелов, позволяющих браконьерам и перекупщикам отделываться испугом, а то и вовсе уходить от ответственности. А какая мощная техника теперь в распоряжении теневиков! Нашим рыбинспекторам такая и не снилась.

    — Ориентация на интенсивное использование природных ресурсов как для пополнения бюджета, так и в интересах теневой экономики становится реальной угрозой национальной безопасности, — заявил дальневосточный полпред президента России Константин Пуликовский, выступая на заседании совета руководителей законодательных органов власти регионов ДФО.

    Региональные лидеры также выразили озабоченность массовым браконьерством и поддержали предложения полпреда об ужесточении наказания браконьеров.  Например, в проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предложены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и федеральный закон "О животном мире".

    Есть статья 8.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая предусматривает конфискацию судна и иных орудий совершения административного правонарушения. Зато статьи уголовного закона, предусматривающие наказание за незаконную добычу водных биоресурсов, не содержат данного вида наказания. Кроме того, при рассмотрении вопроса о конфискации имущества более точно и конкретно прописывается требование о конфискации предмета, добытого преступным путем.

    В норме также закрепляются "иные средства совершения преступления". Потому что сегодня средств, применяемых при незаконном промысле, немеряно, и каждый день изобретаются новые. С трудом верю, что с помощью федерального финансирования контрольные ведомства одолеют разбойников на воде. Может, имеет смысл ужесточить контроль на рынках и в местах транспортировки? Ведь если товар некуда сбывать — бизнес чахнет.

    На совещании, посвященном охране биоресурсов, также предложено закрепить ответственность капитанов транспортных судов, плавбаз, промысловых судов, оборудованных только под прием и транспортировку продукции, которые зачастую уходят от уголовной ответственности, и решить вопрос о лишении их права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

    Браконьер браконьеру рознь. Побывав в командировке по Нижнему Амуру, практически в каждом дворе мы видели лодку. Как бы ни был беден селянин, это плавсредство при нынешней безработице заменяет ему и корову, и лошадь. Нормовую рыбу ходят получать лишь те, у кого в доме нет мужчины. Главы же семей считают своим долгом любым путем добыть из реки на пропитание кету, сазана, сига или желтощека. Бочки рыбы на зиму обычно хватает, если ею не приторговывать. Но с кем бы я ни говорила на эту тему, жители единодушны во мнении: государство ставит сети на мелкую рыбешку, а крупная уходит из-под его контроля…

    Поделиться