18.08.2005 02:00
    Поделиться

    Белорусы - за создание совместного порта в Калининграде

    Напомним, что товарооборот между Беларусью и Калининградской областью в 2004 году составил почти 146 миллионов долларов, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 48,5 процента. Из Беларуси в Калининград поставляют необработанные лесоматериалы, бетон, сливочное масло, бумагу и картон, азотные и калийные удобрения, изделия из черных металлов, цемента и изделий из него, гальку, гравий, щебень. Из Калининградской области в Беларусь импортируют рыбу, консервированные продукты из мяса и мясных субпродуктов, бумагу и картон немелованный, древесную целлюлозу.

    Впрочем, в январе - июне 2005 года объем взаимного товарооборота составил всего 54,1 миллиона долларов. Поэтому в ходе встречи губернатора Калининградской области Владимира Егорова с премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским этот вопрос подвергся специальному рассмотрению. Стороны заявили, что все проблемы, ставшие причиной снижения товарооборота между Беларусью и Калининградской областью в этом году, будут очень быстро преодолены. "До конца текущего года у нас еще есть задел, чтобы достичь положительной динамики и получить хороший результат", - подчеркнул председатель белорусского правительства. По словам С. Сидорского, речь идет в первую очередь об увеличении объемов перевозки белорусских внешнеторговых грузов через калининградские порты. Он также дал понять, что Беларусь намерена обзавестись собственностью в портах Калининградской области. С. Сидорский отметил, что создание белорусско-российского порта в Калининграде он обсуждал с председателем правительства России Михаилом Фрадковым. "Это является частью нашей работы по строительству Союзного государства", - сказал белорусский премьер-министр.

    В свою очередь, губернатор Калининградской области Владимир Егоров отметил, что в ходе его визита в Минск и проведенных переговоров сняты все вопросы, касающиеся, в частности, поставок в регион белорусского цемента. По его словам, Калининградская область заинтересована в реализации совместных проектов в области сельского хозяйства, таких, например, как внедрение новой для региона культуры - тритикале с использованием белорусского опыта его выращивания.

    Во время встреч калининградцев с руководством белорусских министерств и ведомств также шла речь об усилении ветеринарного и фитосанитарного контроля за поставками продукции растительного и животного происхождения, в особенности мяса птицы. Стороны обменялись мнением о том, что эти жесткие меры оправданы и служат сохранению продовольственной безопасности и установлению заслона против распространения "птичьего гриппа".

    Что касается калининградского порта, то, по словам министра транспорта и коммуникаций Беларуси Михаила Борового, "в рамках союзного строительства необходимо рассмотреть возможность создания совместного порта, что для нас было бы очень важно, так как это предоставит нам прямой выход к морю".

    Напомним, что ежегодно Беларусь поставляет через морские порты около 17 миллионов тонн внешнеторговых грузов. В настоящее время основные объемы экспортной продукции поставляются через 4 порта (Калининград, Клайпеда, Вентспилс, Николаев). Но через калининградский порт отправляется лишь около 353 тысяч тонн грузов. Однако именно здесь находится единственный в Российской Федерации незамерзающий портовый комплекс на Балтийском море. Проходящие по территории области транспортные коммуникации связывают Россию и страны Западной Европы самым кратчайшим путем. Такое геополитическое положение создает предпосылки для развития региона в качестве крупного транспортного узла Союзного государства. К тому же на территории Калининградской области проживают более 100 тысяч белорусов, что составляет примерно 10 процентов от общего количества населения этого самого западного российского края.

    Досье "СОЮЗа"

    Для России и Беларуси калининградские порты являются основными западными морскими воротами: по сравнению с санкт-петербургским портом расстояние по морю до западноевропейских портов из Калининграда короче на 400 морских миль. Потенциал же калининградского транспортного комплекса гораздо больше того оборота грузов, который он сегодня обслуживает. Поэтому вопрос о повышении эффективности использования мощностей морского и речного портов Калининградской области уже рассматривался на заседаниях Совета Министров Союзного государства. Одной из новых перспективных совместных российско-белорусских программ является программа "Развитие портового комплекса Калининградской области". Планируется, в частности, модернизировать терминал для перевалки калийных удобрений, в том числе белорусских, в городе Балтийске. Это позволит увеличить грузоподъемность обрабатываемых судов до 30 тысяч тонн, что в свою очередь ускорит оборачиваемость железнодорожных вагонов, уменьшит затраты на транспортировку.

    Поделиться