В Петропавловске-Камчатском почувствовалось некоторое напряжение. Жители полуострова спрашивают друг у друга: что случилось? Правда ли, что ожидается большое землетрясение? Действительно, разговор шел о вероятном землетрясении на Камчатке в период с августа по декабрь и подготовке к нему населения.
Виктор Чебров заявил, что в районе основного тектонического разлома земной коры, расположенного в Тихом океане, ученые наблюдают процессы, способные вызвать серьезное землетрясение с магнитудой от 7,2 балла и более.
Я не могу категорично ответить, будет в эти три месяца землетрясение или нет, — говорит Виктор Чебров. — Могу предположить, что, скорее всего, ничего страшного не произойдет. На чем я основываюсь? Во-первых, по нашим оценкам, наиболее опасный район — юг Камчатки. Если там и случится сильное землетрясение, то в Петропавловске-Камчатском катастрофы не будет, а южнее областного центра населенных пунктов нет.
щущения будут, возможно, не совсем приятные. Во-вторых, Петропавловск в отличие от разрушенного в 1995 году Нефтегорска построен с расчетом на сильные сотрясения. Петропавловск неплохо перенес землетрясение 1971 года, а ведь на некоторых местах сотрясения были более семи баллов. А после этого стали строить лучше, и крупнопанельные дома рассчитаны на сотрясения более восьми баллов. И при девяти баллах они свою конструктивную целостность потерять не должны.
Виктор Чебров отметил, что наибольшей опасности могут быть подвергнуты жители домов старой застройки. На таких домах и сооружениях проводили работу по их сейсмоукреплению, но объем работ недостаточен.
Это одна из главных проблем Камчатки, которая требует неотложного решения, — сказал Чебров. — Пусть прогноз не сбудется и до декабря землетрясения не произойдет, но Камчатку к нему надо планомерно готовить. Не вспоминать об этом в период прогнозов, будоражащих умы, а постоянно, целенаправленно работать. В том числе работать и нам, ученым, изучая свойства очагов сильных землетрясений и специфику их проявлений на полуострове. А для этого необходимо развивать систему наблюдений, одним словом — нужны деньги, нужна для этого воля власти.
В рамках объявленных крупномасштабных учений в связи с неблагоприятным прогнозом региональное управление МЧС развернуло по всему Петропавловску-Камчатскому огромные палатки, в которых теперь будут дежурить до середины декабря служащие управления. Палатки оснащены всем необходимым для ночлега, принятия пищи и оказания первой медицинской помощи.
22 августа в Петропавловск прибудет самолет Ил-76 с инструментом, снаряжением, медикаментами и прочим грузом, необходимым при чрезвычайных ситуациях. 2 сентября прилетит мобильный госпиталь Центроспаса, а 6 сентября пожалует министр по ЧС Сергей Шойгу, который ознакомится с ситуацией и будет присутствовать на крупномасштабных учениях своего ведомства. В них примут участие около двух тысяч спасателей со всей страны. Учения пройдут в реальной обстановке угрозы землетрясения с 7 по 9 сентября, на них должны прибыть губернаторы Сахалина и Корякии.
После серии сильных землетрясений и разрушительного цунами на юге Тихого океана президент дал поручение правительству активизировать работы по обеспечению сейсмической безопасности страны. Разработан ряд мероприятий, многие уже выполняются, но есть боязнь, что со временем, как это обычно и бывает, все пойдет по нисходящей. И только тревожные прогнозы (а нынешний прогноз, как видим, отнюдь не учебный), вновь и вновь заставляют общество и власть не забывать о проблемах сейсмической безопасности населения. Пусть Камчатка малочисленна, но ведь каждая человеческая жизнь — бесценна.
Сотрудники Камчатского филиала геофизической службы Российской академии наук продолжают вести наблюдения, собирая информацию, которая ложится в основу среднесрочного и краткосрочного (до месяца) прогноза. Итоги ближайшего краткосрочного прогноза Виктор Чебров пообещал обнародовать в сентябре.
Живущие на Камчатке полностью осознают неизбежность природных катаклизмов, так как полуостров является одним из самых сейсмоактивных регионов страны и никуда от этого не денешься. У нас говорят многие: "Боишься, значит уезжай, Камчатка не для тебя". Иногда кажется, что население Петропавловска пребывает в безмятежности. Многие до сих пор воспринимают всю шумиху с прогнозом сильного землетрясения как учения МЧС.
— Я родилась и выросла в Ташкенте, — говорит медработник Тамара Р., — поэтому с детства привыкла к угрозе землетрясения. Здесь живу уже десять лет и не боюсь. Даже сумку с одеждой и продуктами на случай трагедии не держу. Примерно то же ответили еще двое собеседников корреспондента "РГ". И только один выразил крайнюю озабоченность, посетовав на то, что городская и областная власти ничего не говорят о возможном землетрясении, а к выступлениям журналистов на эту тему он относится с предубеждением: "Власть молчит, а журналисты не могут знать больше власти. Что-то здесь не так…".
Расставаясь с журналистами перед отлетом на Сахалин, Виктор Капканщиков напутствовал всех словами: "Будем надеяться, что ничего страшного не произойдет, но мы должны быть готовы".
Знаете ли вы, как вести себя в случае землетрясения?
Ирина Рядинская,
сотрудник горнодобывающей компании:
— Наверное, знаю, потому что родилась и выросла на Камчатке. Мы всегда жили на первом этаже, поэтому родители учили: надо сразу выбегать на улицу. Сейчас при любом сотрясении ноги сразу несут за дверь. И – подальше от стен дома! Хорошо бы при этом не оставить мобильный телефон, потому что начнутся переживания за родственников и друзей.
Анна Попова,
домохозяйка:
— Мы живем на пятом этаже, а там куда прятаться? В этом – неудобство жизни на верхних этажах. Приходится переживать землетрясения так, как застанет, сильно нервничая. Многие мои знакомые тоже не знают правил поведения при землетрясениях. Надо больше рассказывать об этом по радио и телевидению. Наверное, сейчас и начнут это делать. Виталий ЧИЖОВ, системный администратор: — Если застало дома – надо встать возле основной, несущей стенки – она самая крепкая. Или выйти на улицу и, главное, подальше убежать от дома. Владимир ЕГОРУШКИН, предприниматель: — Когда объявили, что возможно землетрясение, я начал ставить свою машину не под окнами, как обычно, а на свободной площадке, подальше. Она может стать потом нашим домом. Думаю, что жить в машине придется долго, поэтому нелишне зарядить ее продуктами, питьевой водой, спальник бросить. А документы всегда теперь ношу с собой, не оставляю дома. Говорят, спасателей привезут много, но как бы их самих не завалило, ведь они могут со временем потерять бдительность.