Новости

18.08.2005 02:00
Рубрика: Культура

Последняя правда

Документальный фильм по книге Генерального прокурора Владимира Устинова взбудоражил общественность. И не напрасно

Настораживает другое. Кому-то очередная версия трагедии в изложении Генеральной прокураты показалась убедительной, кому-то - нет. Столкнулись разные точки зрения, это нормально. Ненормально другое: в настоящее время нет никаких иных отзывов о фильме. Ни одной умеренной рецензии - только диаметрально противоположные. Почему?

Начальник управления боевой подготовки Военно-Морского Флота вице-адмирал Василий Кондаков рекомендует обратить внимание на то, что в фильме представлена полная и обстоятельная реконструкция событий на "Курске", причем в точном соответствии с проведенным расследованием: "В фильме нет предположений, а только факты".

Как ни парадоксально, но предположения - более востребованный товар на медийном рынке. Читатель и зритель охотно "съедает" самые невероятные версии. Факты же всегда на порядок скучнее. Устройство торпеды в состоянии понять только человек с инженерным образом мышления, а флотские инструкции по эксплуатации техники и оружия вообще не поддаются переводу на общедоступный язык. В принципе как и разъяснения медиков о том, почему в печени подводников не обнаружено глюкозы, из чего следует вывод о том, что после первого взрыва они прожили примерно 8 часов... И дело совсем уже не в том, что все это - правда или неправда. Просто это технические и научные факты, которые нуждаются в осмыслении. А уже лет 15 широкую российскую общественность отучают самостоятельно осмысливать факты. Это лишнее. Обычно телезрителю предлагают сразу выводы. Забота о рейтинге обуславливает подачу: дорогие телезрители, по данным из наших важных источников, нашу лодку протаранил флагман Северного флота. Не верите? Ладно, пусть не российский крейсер. Тогда есть эксклюзив из другого источника: в нее со всей дури врезалась американская субмарина. Что, опять не то? Специалисты говорят, что наша субмарина по отношению к американской - как "КамАЗ" рядом с "Запорожцем". Ну кто бы мог подумать! А что, ведь правильно: если "Запорожец" врежется в "КамАЗ", то, пожалуй, не "КамАЗу" лежать на обочине. Поэтому вот вам окончательная версия: американцы нас подло торпедировали...

"Правда о "Курске" на фоне всего ранее показанного действительно выглядит очевидным понижением градуса в разгар пира. Много информации - перед камерой следователи во главе с Устиновым, конструкторы ЦКБ "Рубин", криминалисты, судмедэксперты. Все показано и рассказано, но выводы не слишком очевидны, и, самое главное, их не навязывают. К слову, пожалуй, впервые за последние годы бесчисленных катастроф.

Адмирал Кондаков: "А ведь и на самом ведь впервые. Можно своими глазами увидеть работу следователей, спасателей, водолазов, причем в полном объеме. Теперь любой может представить, какие физические и моральные трудности сопровождали работу по установлению истинных причин. Воссоздана объективная цепь событий. Я думаю, фильм ответил на многие спорные вопросы".

Правда, в сухом остатке у зрителя остается стойкое впечатление, что трагедию расследовала Генеральная прокуратура, а не флотская комиссия. Насколько оправдан такой, прямо скажем, нестандартный подход?

"То, что расследование этого дела носило не ведомственный характер, а я бы сказал - государственный, позволило взглянуть на происшедшее по-новому, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник 24-го Центрального НИИ минобороны контр-адмирал Владимир Васюков. - Наше представление всегда было чисто ведомственным, тогда как теперь оно государственно. И, кстати, мне, как специалисту, фильм очень понравился. Чем? Своей откровенностью. Благодаря работе следственной группы мы получили такую неприкрытую, но в то же время очень тактичную правду. Слово "тактичность" я применяю относительно того, насколько взвешенно были выражены оценки".

Я спросил адмирала: не осталось ли, по его мнению, что-то за кадром? Да, осталось. За кадром для специалиста всегда остаются какие-то детали. В нашем случае можно говорить о каких-то нюансах по торпеде и по развитию аварийной ситуации на корабле. "Мне кажется, что авторы фильма и задачи такой не ставили, - считает адмирал Васюков. - "Правда о "Курске" не замышлялся в качестве информации для профессионалов. Было показано другое: объективность подхода к происшедшему. И как раз это профессионалами оценивается высоко".

По мнению адмирала, фильм несет очень важную мысль: любой флотский руководитель, прежде чем послать корабль в море, обязан четко и ясно осознать - он лично отвечает перед законом и собственной совестью за готовность этого корабля к выполнению задачи и его благополучное возвращение домой.

Вообще-то, эта мысль с трудом попадает под определение"откровение". Но даже если упомянутые руководители с большими звездами на погонах ее просто освежат в своей памяти, то кино снимать, право, стоило...

Культура Кино и ТВ Общество СМИ и соцсети
Добавьте RG.RU 
в избранные источники