В Великом Новгороде археологи обнаружили две древнерусских берестяных грамоты, содержащих ненормативную лексику, сообщили корреспонденту РИА "Новости" в Новгородском областном комитете по культуре, кино и туризму.
Обе бересты были обнаружены в среду и четверг на четырнадцатом Троицком раскопе, расположенном у Новгородского кремля.
По слоям обнаружения грамот и по другим признакам они были предварительно датированы специалистами первой половиной 12-го века.
Точный текст берестяных грамот археологи пока не сообщают. Известно только то, что в одной из них древняя новгородка ругает свою знакомую за то, что та не отдает долгов. Вторая грамота, по всей видимости, является фрагментом большой бересты, основная часть которой пока не найдена.
На раскопах в Великом Новгороде за 54 года обнаружено уже 956 берестяных грамоты.
В нынешнем сезоне археологи нашли три древних бересты.
По словам специалистов, текст первой грамоты, обнаруженной на соседнем, тринадцатом Троицком раскопе, хоть и не содержал матерных слов, но также был крайне необычен.
В этой грамоте рассказывалось, что новгородец по прозвищу Шильник "пошибает" чужих свиней и лошадей.
Как отмечают историки, слово "пошибает" имело в древнеславянском языке несколько значений. Оно, в частности, могло означать "крадет, ворует". "Однако слово "пошибает" имело у наших предков еще одно, совсем иное значение", - сообщили РИА "Новости" историки.
Согласно информации из Новгородского государственного музея-заповедника, самая первая в России матерная береста была найдена на раскопках в новгородском городе Старая Русса.
Если переложить содержание этой грамоты на современный язык, то получится, что житель Старой Руссы давал советы своему брату, как именно ему вести торговые дела, и при этом рекомендовал родственнику делать в точности так, как ему говорят, и "не выпендриваться".
К большому сожалению специалистов, эта береста под Старой Руссой не имела подписи.
Историки полушутя-полувсерьез считают, что если бы автор записки мог предположить, что его письмо найдут спустя почти тысячелетие, то он, наверное, подписался бы и таким образом вошел в историю России как первый матершинник.
Обнаружение в Старой Руссе первой бересты с ненормативной лексикой, датированной археологами 12-м веком, и дальнейшие находки грамот с ненормативной лексикой в Великом Новгороде опровергает мнение о том, что древние славяне до монгольского нашествия якобы не знали мата.