По аналогии с авиацией создатели предлагают называть свое детище кораблем пятого поколения. На закономерное недоумение журналистов - а когда и где были созданы предыдущие поколения такого рода аппаратов? - представители Федерального космического агентства отвечают так. Легендарный "Восток" - первое поколение, "Восход" и "Союз" и "Союз-Т" соответственно второе, третье и четвертое.
Стоит заметить, что 13-тонный черно-белый корабль отличается от своих предшественников не меньше, чем экипаж прошлого века от современного вертолета. По своему внешнему виду его легче представить в качестве корабля из голливудских блокбастеров, чем в качестве реального аппарата, с которым связано обозримое будущее отечественной пилотируемой космонавтики. Тем не менее при адекватном финансировании "Клипер" может совершить свой первый полет в 2012 году.
"Нельзя утверждать, что тот реальный "Клипер" будет на 100 процентов совпадать с тем, что вы сейчас видите на площадке МАКа, - сказал корреспонденту "РГ" замруководителя Федерального космического агентства Александр Медведчиков. - Это макет. Но внешний вид и идеология корабля будут, безусловно, сохранены".
"Клипер" активно дорабатывают с тем, чтобы уменьшить себестоимость полета и эксплуатационные перегрузки, что в свою очередь позволит снизить медицинские требования к членам экипажа. Сверхзадача состоит в том, чтобы из шести человек в кабине "Клипера" только двое были в полном смысле слова профессиональными космонавтами: один пилот для управления кораблем в космосе и еще один - для маневров в атмосфере. Остальные четверо могут быть кем угодно и летать в космос практически в каком угодно возрасте.
Впрочем, в обозримом будущем космос станет доступным лишь относительно. Даже при условии максимальной экономии полет будет стоить больше сотни миллионов долларов. Да и при полете на Луну перегрузки по определению не могут быть существенно снижены. Так что богатые космические туристы смогут наслаждаться лишь околоземными полетами, а к Луне полетят профессионалы. С 2012 по 2015 год "Клипер" доведут до ума, а после 2015 года он станет рабочей лошадкой российской космонавтики. Впрочем, возможность полюбоваться Луной с близкого расстояния у некоторых землян появится уже в 2009 году. Полет "на облет Луны" задуман по следующему сценарию. С Земли на МКС стартует существующий российский "Союз" с 3 космонавтами на борту. После акклиматизации на международной станции корабль продолжит полет, по ходу дела состыковавшись с запущенным на сутки позднее "Протоном", который выведет на орбиту разгонный блок. Дальше - полет вокруг Луны и на 12-е сутки полета возвращение на родную планету. Преимущество этого проекта в том, что все элементы уже сегодня есть в наличии. "Союз" и "Протон" вообще не подлежат никаким конструктивным доработкам. Предстоит лишь усовершенствовать систему дальней связи и систему стабилизации для стыковки, что хоть и потребует каких-то интеллектуальных сил и материальных ресурсов, но с технической точки зрения проблемой не является. Зато открываются перспективы, от которых дух захватывает. Садись на "Клипер", лети на Луну...
В общем, до того, пока сказка окончательно не воплотилась в жизнь, осталась одна мелочь - придумать, что мы такого на этой вожделенной Луне забыли.