Суть налоговой амнистии по российскому рецепту состоит в том, что если граждане России будут вносить в российские банки те деньги, которые до 1 января 2005 года находились в "теневом" обороте, то им придется платить с них подоходный налог в размере 13 процентов (впрочем, минфин готов обсуждать снижение до 7 процентов). При этом, добавил он, "само по себе декларирование средств не будет являться основанием для каких-либо дополнительных проверок", - заявил глава минфина.
Но еще до рассмотрения этого документа правительством эксперты стали высказывать соображения, что предложения минфина могут вызвать опасения у потенциальных амнистируемых. Дело в том, что Закон об отмывании доходов, полученных преступным путем никто не отменял. А значит, все банковские операции на сумму, превышающую 600 тысяч рублей, обязательно попадут в поле зрения финансовых разведчиков. Ясно, что налоговая индульгенция будет выдаваться налогоплательщику только на ту сумму, которую тот сам укажет. И если амнистирующие сочтут, что амнистируемый покаялся не во всех грехах, ему будет только хуже.
Власти рассчитывают, конечно, на явку не олигархов, владельцев заводов, газет и пароходов, а тех, кто не уверен в том, что заработная плата платится им по закону, то есть с уплатой всех причитающихся налогов.
- Амнистия доходов физических лиц в нынешней ситуации никак не сможет повлиять на предпринимательский климат и экономический рост в России, - считает депутат Госдумы, член Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
Впрочем, никто и не говорит об амнистии. Премьер-министр Михаил Фрадков честно признает: "Предложенный механизм не является налоговой амнистией, поскольку обязательным условием упрощенного декларирования является уплата гражданами специального сбора, ставка которого соответствует подоходному налогу". Для того же, чтобы провести полноценную налоговую амнистию, необходимо изменить Налоговый и Гражданский кодексы, с тем чтобы впоследствии капитал вновь не уходил в черную экономику. Если, к примеру, сказать, что амнистия продлится 5 лет, тогда эта инициатива найдет понимание и поддержку. Другими словами, законодательство об амнистии результативно только тогда, когда оно комплексно и создает реальную защиту капиталу.
Для того, чтобы провести полноценную налоговую амнистию, необходимо изменить Налоговый и Гражданский кодексы
М. Фрадков поручил разработчикам законопроекта конкретизировать, идет в нем речь об освобождении физлиц от ответственности за неуплату подоходного налога или от ответственности за неуплату всех налогов с доходов, которые граждане смогли получить, занимаясь предпринимательской деятельностью. В свою очередь, представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский считает, что в нынешнем виде законопроект освобождает граждан лишь "от ответственности за неуплату подоходного налога на зарплаты, выданные в кассе российских предприятий". По его словам, гражданин, занимавшийся "челночным" бизнесом, воспользовавшись возможностью упрощенного декларирования доходов, фактически сам доносит на себя и может быть привлечен к ответственности, например, за неуплату таможенных пошлин, а работник, получавший зарплату "в конвертах", может быть привлечен к ответственности за соучастие в уклонении от уплаты ЕСН. "Это тот случай, когда гора родила мышь", - сказал М. Барщевский. По его мнению, в законопроекте необходимо предусмотреть освобождение от уголовной ответственности за экономические преступления, четко прописав перечень статей, по которым привлечение к ответственности может быть осуществлено. М. Барщевский пояснил, что речь не должна идти об освобождении от ответственности за все, без исключения экономические преступления.
В мировой практике существует множество вариантов налоговых амнистий. Амнистия может осуществляться на общегосударственном или местном уровне. Под нее может подпадать задолженность, уже выявленная государством, или только находящаяся в судебном споре с государством, или только задолженность, ранее налоговым органам неизвестная. По условиям амнистии может подлежать уплате вся сумма задолженности с набежавшими процентами, а может быть потребована выплата налога на сокрытый доход по новой, обычно более льготной, ставке. Выплата задолженности может происходить либо сразу, либо в рассрочку. Часто на неплательщиков, не принявших участие в программе амнистии, налагаются дополнительные санкции. Однако, несмотря на такое разнообразие условий, непременным условием отпущения грехов всегда является именно уплата долгов государству.
В числе стран, в той или иной форме проводивших амнистии, Аргентина, Бельгия, Индия, Ирландия, Италия, Казахстан, Пакистан, Филиппины, Франция, ЮАР... Далеко не всегда проведение амнистии приносило ожидаемые результаты, но есть и положительные примеры. Классическим образцом успешной амнистии считается налоговая амнистия в Ирландии 1988 года. Собранные в ее ходе средства составили 2,5 процента ВВП этой страны.
В США регулярно проводятся амнистии на уровне отдельных штатов. С 1982 по 1997 годы 35 штатов провели в жизнь различные программы налоговых амнистий. Было собрано в общей сложности 2,1 миллиарда долларов, причем самые успешные программы увеличили поступления в местный бюджет на 1-3 процента. Как показывает статистика, успех был наибольшим при сочетании амнистии с усилением ответственности за дальнейшую неуплату налогов.
Возможно, одним из наиболее ценных международных примеров в области налоговой амнистии является Индия. Масштабы теневой экономики там огромны, существуют серьезные проблемы с бюрократией и коррупцией. В амнистии 1997 года приняли участие 466 тысяч налогоплательщиков и было собрано около 2,5 миллиарда долларов. Было декларировано активов (приобретенных на ранее скрытые от налогов доходы) на 8,2 миллиарда долларов.
Бизнесмены декларировали золотые слитки и драгоценности. Одна семья из Калькутты задекларировала полторы тонны серебряных монет и утвари. Житель Дели уплатил налог на слона, которого он годами скрывал от налоговых органов.
В Казахстане условия амнистии распространялись на граждан, зачисливших деньги, ранее выведенные из легального экономического оборота, на специальные счета... в банки второго уровня, входящие в систему коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов), путем вклада наличных денег в национальной или в иностранной валюте, а также перевода собственных денег с персональных счетов в иностранных банках". Период легализации денег был установлен в двадцать календарных дней. Столь короткий срок изначально не позволял рассчитывать на привлечение денег, реально задействованных в экономическом обороте в стране и за рубежом, а был ориентирован на привлечение части свободных накоплений. Гражданам, решившим легализовать свои накопления, представлялись определенные гарантии неприкосновенности. В частности, в соответствии с законом информация о наличии специальных счетов и количестве денег на них не подлежала разглашению, а наличие специального счета само по себе не могло служить основанием для проведения любых процессуальных действий, в том числе для осуществления уголовного преследования или применения административного взыскания.
В то же время амнистия не распространялась на "случаи легализации денег, полученных в результате коррупционных правонарушений, преступлений против личности, мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, интересов государственной службы, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, а также денег, принадлежащих другим лицам или полученных в качестве кредитов".
Важной чертой амнистии в Казахстане являлось то, что в соответствии с суммы, внесенные на специальные счета для последующей легализации, не были включены в налогооблагаемый доход и с них платились налоги. Таким образом, фискальная функция не рассматривалась в качестве целей амнистии. В результате амнистии в Казахстане в экономику страны было возвращено около 480,2 миллиона долларов.
Международный опыт свидетельствует, что налоговые амнистии проходят гораздо успешнее в странах с развитой экономикой, чем в странах, чья экономика нестабильна. Яркий пример тому - Италия, которая провела налоговую амнистию в 2002 году. В результате, по данным министерства финансов Италии, в страну вернулось около 55 миллиардов долларов и примерно 1 миллиард (налоговая ставка при проведении этой амнистии была 2,5 процента) был получен в бюджет в виде налогов.