Касаясь будущего Единого госэкзамена, министр заявил:
- Мы ни в коем случае не отказываемся от идеи ЕГЭ, но министерство образования и науки считает, что в самой технологии проведения ЕГЭ многие вещи потребуют изменения и пересмотра.
Результаты ЕГЭ в различных регионах России заставили руководство системы образования побеспокоиться о будущем, поскольку на местах в ряде регионов замечены попытки добиться лучших результатов не за счет улучшения знаний школьников, а с помощью специального натаскивания детей на тесты.
- К сожалению, в ряде регионов результаты ЕГЭ ставят под вопрос его объективность, - отметил министр. - Возникает страх, не будет ли соблазна у отдельных регионов приспособить свою систему оценки качества образования так, чтобы использовать существующие возможности более или менее легально достичь хороших результатов по ЕГЭ не за счет повышения качества подготовки учеников, а за счет каких-то технологических шагов.
При этом Андрей Фурсенко сохраняет приверженность единой системе оценки качества образования по всей России вне зависимости от места обучения человека.
Как и ЕГЭ, общероссийские олимпиады, по мнению министра, являются тоже единым подходом оценки качества образования на территории России. Отвечая на вопрос о том, не станет ли ЕГЭ по математике обязательным экзаменом в школе, глава образовательного ведомства отметил, что в министерстве образования и науки пока нет единой точки зрения по этому вопросу. В сентябре будут подведены предварительные итоги эксперимента по проведению ЕГЭ в России. Осенью министр проведет совещание с руководителями региональных органов образования и советом ректоров вузов России.
- Как экзамен, ЕГЭ по математике может быть необязательным, хотя я очень боюсь, что если мы откажемся от этого, то мы потихонечку "вымоем" математику из важных обязательных предметов, - считает министр. - Математика, как и русский язык, это базовые школьные предметы. Мы должны сохранить их в школе и, соответственно, будем проверять уровень этих знаний.
Министра очень заботит и проблема повышения зарплаты педагогам.
- На сегодняшний день за счет централизованных ресурсов в России для повышения зарплаты учителей делается все возможное, - сказал Фурсенко. - Ни у меня, ни у президента волшебной палочки в руках нет. Может быть, у кого есть. Как только появится такой человек, я с удовольствием уступлю ему свое место. При этом он охладил пыл желающих поднять зарплаты бюджетникам за счет средств Стабилизационного фонда. Назвав такие идеи "эмоционально понятными, но не сильно обоснованными", министр отметил, что при повышении всем бюджетникам зарплаты до уровня средней по промышленности эти деньги будут тут же проедены.
Кстати
Плохие результаты некоторых школ Тюменской области на ЕГЭ могут повлечь за собой оргвыводы. Губернатор Сергей Собянин пригрозил увольнять глав администраций тех районов, где баллы на ЕГЭ были низкими.
- Мы показали результат хуже прошлогоднего, - сказал губернатор. - По ряду районов "упали" на 20-30 позиций. Это может означать только одно: руководители просто не хотят этим заниматься.
И еще один аргумент в пользу жестких решений. По словам Собянина, сегодня зарплата директора школы выше, чем у заместителя руководителя муниципального образования - 18 тысяч рублей. Плюс премии от муниципалитета. Должна повыситься и ответственность за результат. Конечно, дело не только в баллах ЕГЭ. Директор школы, по мнению губернатора, должен прежде всего быть озабочен повышением зарплаты своих учителей.