На Дальнем Востоке министр до этого не бывал, поэтому решил воспользоваться случаем и познакомиться с системой образования "далеко от Москвы". Из аэропорта поехал сразу в школу. Интересовался, как идет подготовка к новому учебному году. С директором Галиной Рудник поговорил о здоровье детей.
- "Конь", "козел", канат и шведская стенка - все то же самое, что было во времена моей молодости, - вздохнул Фурсенко, осматривая школьный спортзал. - Откуда же будет здоровье у детей? После школы большинству из них надо давать инвалидность, а не в вузы рваться, где к сутулости добавляются очки и хронические заболевания.
По словам министра, со следующего года по всей стране планируют создать физкультурно-оздоровительные комплексы, которые заменили бы убогие спортзалы.
Следующую остановку министр сделал в профессиональном училище, где готовят поваров и кондитеров. После дегустации булочек и пирожных побывал в Гуманитарном университете. Совсем недавно этот вуз был педагогическим, а теперь получил новое название. Министра волновало, где теперь будут готовить педагогические кадры. Но ректор поспешил успокоить министра: вуз сохранил профиль, а статус свой повысил.
В Тихоокеанском госуниверситете на министра наседали ученые и преподаватели: критиковали за то, что на образование выделяется мало денег, что не дают свободы в коммерческой деятельности.
- Хотите свободы - берите, только потом не просите помощи у государства, - резко оборвал министр выступление одного из ректоров. - Я знаю, что сейчас государственные вузы занимаются коммерческой деятельностью. От "внебюджетки" в вузы поступает денег вдвое больше, чем выделяется государством. Тогда делайте выбор: или вы - государственный вуз, или автономный, коммерческий.
- Мы столкнулись с серьезной и опасной тенденцией, которая касается и Дальнего Востока: это демографический спад, - продолжил министр. - В этом году в школах будет обучаться на миллион детей меньше, чем в прошлом. Около десяти процентов школ России составляют малокомплектные. Зато пять лет подряд в вузы страны поступает больше людей, чем заканчивают школы. Фактически мы обманываем самих себя, говоря, что добились охвата высшим образованием всего населения. Кто плохо учился в школе, должен идти работать, а не мешать остальным продолжать учиться. А сейчас мы учим всех подряд невостребованным профессиям и обрекаем молодежь на безработицу. Мы с вами здесь сработали вхолостую, потратив деньги впустую...
Реформа образования призвана исправить эти перекосы. По мнению министра, в вузах пора отходить от системы, когда всем студентам платят копейки.
- Надо оставить социальные и академические стипендии, на которые можно было бы жить. Выдавать их адресно остронуждающимся и отличникам. А богатым студентам стипендии и вовсе платить незачем, - заявил министр.
Андрей Фурсенко рассказал корреспонденту "РГ" о своих впечатлениях от поездки:
- Хабаровск мне понравился, но еще больше понравились педагоги. Правда, они хотят, чтобы за них приняли волевое решение, а у них была возможность бурчать. На встречах я чувствовал себя в роли ученика. Все меня учили, даже ставили за работу оценки, а по делу так ничего и не сказали.