25.08.2005 00:00
    Поделиться

    Валерий Газзаев: Забить и победить - пусть будет так!

    Когда сыну известного в Орджоникидзе борца, а в обыденной жизни - строителя Георгия Газзаева Валерию исполнился годик, родители по традиционному обычаю разложили перед ним различные игрушки и предметы быта - ножницы, ручку, тетрадь, кусок хлеба, пирог, еще много всякой всячины и - маленький мячик. У осетин существует поверье: каким предметом ребенок особенно заинтересуется, с тем и будет связана его взрослая жизнь. И хотя мячик лежал в самом углу комнаты, мальчик прополз мимо всего остального и, взяв мяч в руки, стал его рассматривать.

    Сергей Коршунов, в 1971 году тренировавший орджоникидзевский "Спартак", попросил порекомендовать ему пятерых лучших выпускников из групп подготовки. Газзаева, к тому времени уже студента агрономического факультета сельскохозяйственного института, в этой пятерке не оказалось. Это был для него страшный удар. И наутро он отправился на стадион, чтобы сдать амуницию и заявить, что заканчивает с футболом. Но Коршунов попросил еще одного нападающего, и Цаликов назвал Газзаева. Спустя несколько месяцев заслуженный тренер СССР Евгений Лядин пригласил дебютанта в юношескую сборную страны. Но на следующий год пришла пора воинской службы, и Газзаев оказался в ростовском СКА. Из более чем полусотни рекрутов старший тренер команды Иосиф Беца к началу сезона должен был отправить назад более половины. Газзаев выдержал жесточайшую конкуренцию и остался в команде. А затем руководство "Спартака" (Орджоникидзе) вызволило его из ростовского гарнизона. Осенью 1975 года заслуженный тренер РСФСР Игорь Волчок пригласил молодого нападающего в московский "Локомотив".

    Его партнер по команде "железнодорожников", а ныне близкий друг и непримиримый соперник на тренерском поприще Юрий Семин рассказывал: "Подойдет новый игрок команде или нет, обычно выясняется во время предсезонных сборов. Газзаеву никакого испытательного срока не потребовалось. С первой же тренировки стало очевидно, что по технике, скорости, мышлению, характеру лидера в команду, несмотря на молодость, пришел зрелый игрок. Считаю Валерия Газзаева самым ценным приобретением "Локомотива" в 1970-е годы". "Насколько он был талантлив, настолько и трудноуправляем, - вспоминал Игорь Волчок.

    Осенью 1978 года наставник московского "Динамо" Александр Севидов, собиравший под свое начало чемпионский состав, пригласил к себе и Газзаева. Выступая в "Динамо" в далеко не лучшие для клуба времена, Газзаев никогда не позволял себе несобранности, легкомысленного отношения даже к рядовому матчу. Он мог сыграть лучше или хуже, но спустя рукава - никогда, бился на поле с полной отдачей, не щадя себя, хотя довольствование команды малым в те годы вызывало в нем невыразимую душевную боль.

    Потом было тбилисское "Динамо" Нодара Ахалкаци. И там Газзаев начал забивать по своему обычному "графику", но конфликт с Ахалкаци поставил теперь уже окончательный крест на карьере Газзаева-форварда.

    Ему, к тому времени выпускнику Московского юридического института, предложили аспирантуру. Но выбор его дальнейшей карьеры решил эпизод, случившийся еще весной 1985 года. Московское "Динамо" вело после первого тайма матча с венским "Рапидом" на Кубок УЕФА - 1:0, а в перерыве главный тренер Александр Севидов попросил высказаться игроков, что, по их мнению, стоит поменять в игре. Газзаев ответил, что нужно поменять двух игроков на Пудышева и Бородюка. Однако Севидов оставил все без изменений, и именно эти два игрока стали виновниками того, что счет вскоре изменился на 1:3. Тренер произвел замены, но было поздно. Наутро Севидов вызвал к себе Газзаева, сказал: "Ты обязательно должен стать тренером!"

    Вернувшись домой из Тбилиси, Газзаев пришел к директору футбольной школы московского "Динамо" Виктору Цареву, попросился на работу. А параллельно стал слушателем Высшей школы тренеров, окончив ее на "отлично". Начинать ему довелось в родном Орджоникидзе (ныне - Владикавказ) практически с нуля. Но уже через два года орджоникидзевский "Спартак" превратился из аутсайдера в лидера первой лиги и завоевал путевку в высшую. По окончании сезона Газзаев получил приглашение возглавить московское "Динамо". С ним клуб начал выходить из состояния застоя, в нем по-новому засверкали яркие личности - Игорь Симутенков, Андрей Кобелев, Дмитрий Черышев, Игорь Колыванов, Сергей Кирьяков, Александр Уваров, Андрей Чернышов, Омари Тетрадзе, Виктор Леоненко. "Динамо" выдало серию великолепных игр в чемпионате России, в Кубке УЕФА с итальянским "Торино", французским "Канном"... Но Газзаева не устраивал и этот уровень игры команды, он постоянно искал что-то новое, и 1993 год мог стать переломным на пути клуба к чемпионству. Однако разгромное поражение на старте очередного розыгрыша Кубка УЕФА от франкфуртского "Айнтрахта" - 0:6 разбило вдребезги эту перспективу. Газзаев взял на себя всю вину за пережитый командой позор и на пресс-конференции после матча объявил о добровольной отставке. Ничего подобного наш футбол еще не знал, ведущие специалисты оценили поступок Газзаева как акт гражданского мужества. А годом раньше выступление Валерия Газзаева на учредительной конференции Российского футбольного союза по существу предотвратило раскол в отечественном футболе, стало поворотным в создании новой Всероссийской футбольной организации.

    На следующий год Газзаев вновь становится у руля владикавказского "Спартака", и в 1995 году Северная Осетия ликует: владикавказцы, первыми нарушив монополию московского "Спартака", завоевывают чемпионское "золото".

    С годами Газзаеву становится все теснее в рамках провинциального клуба. Ему нужен новый простор, работа с футболистами самой высокой квалификации. Он возвращается в московское "Динамо", но и там себя не находит. И, лишь возглавив в конце 2001 года ЦСКА, получает возможность претворить в жизнь свои самые смелые начинания. И ему это удается сполна - "золото" чемпионата страны 2003 года, Кубок России - 2002 и 2005 годов и, наконец, Кубок УЕФА. Думается, и Суперкубок в этой богатой коллекции будет не лишним...

    Отдел спорта "РГ"

    Поделиться