26.08.2005 00:00
    Поделиться

    Обзор аудионовинок

    John Williams - War  of   the Worlds (music from the motion picture)

    Несмотря на то, что голливудских композиторов хоть пруд пруди, для озвучки своего свежего фильма "Война миров" кинорежиссеру Стивену Спилбергу выбирать не приходилось. У него есть старый и проверенный вариант - композитор и дирижер Джон Уильямс, который давно уже стал "Спилбергом" саундтрека.

    Музицировать Уильямс начал еще в детстве. Уже в 15 лет он считался перспективным пианистом, благодаря чему смог вдохновиться традициями "золотого века" Голливуда: успел поиграть у таких классиков, как Альфред и Лайонел Ньюмены, Франц Уоксмэн, наш соотечественник Дмитрий Тиомкин, Генри Манчини. Играл за кадром множества фильмов, одним из которых был, например, "В джазе только девушки", где аккомпанировал Мэрилин Монро. В большое кино композитор Уильямс попал после работы с Уильямом Уайлером над картиной "Как заработать миллион", где своей музыкой он скрасил пребывание героя Питера О Тула, воровавшего раритетную статуэтку, в музейной кладовке.

    За свою карьеру Уильямс писал музыку ко многим фильмам, начиная от "Долины кукол" и заканчивая "Гарри Поттером", поработал с Оливером Стоуном ("JFK", "Рожденный 4-го июля", "Никсон"), Аланом Пакулой ("Презумпция невиновности"), Жан-Жаком Анно ("Семь лет в Тибете"), Барри Левинсоном ("Спящие")... Более 40 раз Уильямс номинировался на "Оскар", и пять наград унес-таки домой.

    Но настоящий, именно коммерческий успех Уильямса начался именно со Спилберга, который заприметил еще в начале 70-х, когда снимал "Шугарлендский экспресс". С тех пор на Уильямса возлагалась постоянная ответственность за музыкальную составляющую его картин. За многие годы эти двое научились понимать друг друга с полузвука, поэтому выбор Спилберга был очевиден изначально. А уж после спилберговских "Инопланетянина", "Искусственного разума" и "Тесных контактов третьего вида" становится абсолютно ясно, что никто лучше Уильямса не представляет, под какую именно музыку марсиане будут завоевывать нашу планету.

    Тем не менее кинокритики успели пожаловаться, что в этот раз Уильямс подкачал и подпортил эмоциональный настрой фильма именно своей музыкой. Однако оставим это на совесть кинокритикам. Мы же рассмотрим этот диск вне зависимости от фильма. Ведь если фильм вы будете смотреть под эту музыку, то диск вы вряд ли будете слушать под видеоряд фильма.

    То, что во Вселенной не все в порядке, становится понятно с первых нот "Пролога" - играет настолько тревожная музыка, что уж прямо не знаешь, чего и ожидать кроме как вторжения инопланетных треножников. Тут же все это подтверждает вкрадчивый и предупредительный голос актера Моргана Фримена, который сообщает, что никто из землян не предполагает, что где-то в космосе за ними наблюдают и готовятся к атаке. Далее все 15 композиций примерно в том же депрессивном духе, ярко иллюстрирующем смятение землян при виде недружелюбных "чужих".

    Давно признано, что Уильямс сильно тяготеет к классике. В его музыке часто слышится влияние Густава Махлера, Рихарда Штрауса. Еще довольно ярко выступает его джазовое прошлое (папа был джазменом, да и сам Уильямс успел поиграть в джазовых бэндах). Особенно это заметно по композициям Reaching The Country и Escape From The City. Кроме того, секция духовых все время настойчиво напоминает о том, что Уильямс - еще и автор знаменитых маршей из "Звездных войн". Однако тех, кого не захватывают мысли о вечном, начинает мучить любопытство, где этот вполне земной человек понабрался этой космической беспредельщины и просто вселенской грусти. Сам Уильямс на вопрос, откуда он черпает идеи, незадачливо разводит руками: "Даже не знаю, как бы ответить так, чтобы вам не показалось, что это легко".

    Kaiser Chiefs - Employment

    Kaiser Chiefs - группа новая и свежая. И образовалась она довольно стандартным образом. Несколько мальчиков дружили с детства и играли в разных юношеских ансамблях на школьных утренниках, затем решили собрать очередную серьезную группу, и они ее собрали. Начали выступать по клубам и барам, и при обилии других английских коллективов их старания можно было бы и не заметить, если бы не несколько "но". Первым же своим альбомом группа всколыхнула целую серию споров о том, какое значение может иметь их коллектив для такого музыкального направления, как бритпоп. Разгоревшиеся страсти, видимо, стоит считать положительным результатом некоторых стараний этих молодых людей. В остальном юношам подсобили обстоятельства. Они, очевидно, плывут на волне успеха других английских команд, позволивших говорить по-новому об английской музыке - все помнят недавний шум вокруг группы Franz Ferdinand. Особенно успеху способствовал образовавшийся на горизонте продюсер Blur Стивен Стрит. Он предложил им свои услуги. Мол, мальчики, раскручу - не пожалеете. И что б вы думали? Раскрутил. После этого юноши и вовсе стали претендовать на трон английского бритпопа - направления, которое вот уже некоторое время считается почти мертвым. Не слышно уже давно ничего о братьях Галлахерах, а Дэвид Элборн, лидер Blur, уже как будто совсем переключился на свой мультипликационный проект Gorillaz.

    Вот тут-то и заспорили критики. Некоторые из них решили, что бритпоп воскресят и спасут юноши из Kaiser Chiefs. Музыка у них такая же приятная на слух, как и полагается, вызывает ассоциации с 60-ми. Песни добродушны, даже те, что посвящены нелюбимой девушке (Na Na Na Na Naa), гитарки такие задорные и ритмичные. Но появились несогласные. Какой же это бритпоп, спросили они. Это же постпанк, "новая волна", стоит только послушать: электронные звуки у них в каждой песне, а вокал типично проникнут пафосом 80-х. Местами они и вовсе звучат как Joy Division, а кое-кто даже услышит классиков ска-музыки Madness. Еще есть люди, сравнившие их с Beach Boys. Основанием стало уже только то, что солист Kaiser Chiefs однофамилец одного из "пляжных мальчиков".

    Сами музыканты, кажется, относятся ко всему довольно издевательски. Все перечисленные сравнения может и улавливаются в их сочинениях, но звучат в виде некоторой пародии. На эту мысль наводит уже обложка компакт-диска, испещренная разными идиотскими надписями вроде A box of tricks. Thrill for all или Некоторые песни звучат что-то вроде этого.

    Nine Inch Nails - With Teeth

    Группа Nine Inch Nails выпустила новую пластинку, и это очень неожиданно. Более того, сделала она это, судя по всему, под напором всяких внешних обстоятельств. Даже не побоюсь этого слова, назло. На вопрос, что вынудило их вновь заняться творчеством спустя шесть лет после выхода последнего довольно успешного альбома, записавшего группу в мэтры индастриал-рока, отвечает цитата из журнала "Роллинг Стоунз", написанная на обложке альбома: "Новый грандиозный альбом NIN - это исчерпывающий ответ всем тем, кто смешивал лидера группы Трента Резнора с грязью на протяжении добрых десяти лет", - гласит автор журнала. - "Остервенелый рев..."

    В преддверии выхода пластинки музыканты выпустили в качестве сингла композицию The Hand That Feeds. Песня динамичная, довольно нестандартная для прошлого творчества NIN, из-за чего Трент Резнор и получил на орехи. Стали поговаривать, что он совсем сдулся как творчески, так и физически (много баловался спиртными напитками и наркотиками), и скоро, мол, предложит целый альбом такой вот ерунды.

    Видимо, поэтому альбом называется With Teeth, то есть "Зубастый". Но когда он вышел, выяснилось, что The Hand That Feeds - это самая приличная песня, которую можно на нем послушать, все остальное лучше выслушать один раз, если уж так приспичило, и позабыть.

    Обещанный рев на пластинке обнаруживается не сразу. На первой композиции Резнор вообще еле поет, разве что не стонет, и лишь изредка похрипывает. Но в целом звучит довольно дружелюбно. Да и песня сама называется All The Love In The World. Согласитесь, на страшную месть обидчикам не похоже.

    Далее песни тоже, скажем прямо, не гвозди, а так себе, шурупчики, даже кнопки. Основной шум здесь добивается усилиями барабанщика, который стучит громче всех остальных. Резнер же продолжает довольствоваться тихим, но внятным пением, иногда покрикивает, но слабовато. Поэтому выясняется, что The Hand That Feeds еще и справедлива по сути. "Стоит ли кусать руку, которая тебя кормит?" - интересуется в ней Резнор, и хочется ему ответить, что не стоит, особенно тогда, когда все зубы выбиты.

    Поделиться