Растерянностью и легкой паникой была отмечена прошлая неделя для политических кругов Алтая. Все ждали сессии краевого совета. Сам Александр Карлин изначально выбрал тактику "первого хода". И за это время провел немало встреч в регионе.
На них он рассказывал, что родился и вырос в Алтайском крае, в Тюменцевском районе. Здесь же окончил школу с золотой медалью. После института и армии начал марафонскую дистанцию в прокуратуре города Бийска, затем продолжил ее - в краевой прокуратуре. И, наконец, в 1986 году оказался в столице. Пятнадцать лет он посвятил работе по надзору за исполнением экономического и социального законодательства, то есть "борьбе с бесхозяйственностью средствами прокурорского надзора".
В министерство юстиции был приглашен на должность статс-секретаря, первого заместителя министра, координировал законопроектную деятельность, взаимодействовал с аппаратом правительства, с министерствами, ведомствами и палатами Федерального Собрания. Особо подчеркнул, что последние три года в минюсте он занимался "вопросами экономического законодательства: банковского, валютного регулирования, таможенного и предпринимательского", отметая "возможные упреки в экономической несостоятельности".
В Управлении президента, куда Александр Карлин был приглашен на работу в апреле прошлого года, "до последнего времени занимался координированием вопросов государственной службы в федеральных органах государственной власти и субъектах Российской Федерации".
Вместе с тем Александр Карлин дал понять, что неплохо осведомлен о ситуации в крае. Он, рассказал, что за ним и в Москве закрепилось прозвище "алтаец", потому что он никогда не скрывал своих корней, рассказывал, какой это прекрасный край и люди. "Я приезжал сюда не с мигалками и сверкалками, никто меня не встречал и в бане ни с кем не парился. Общался с людьми и знаю то, что положено знать".
Задание возглавить край, порученное президентом, Карлин считает сложным: "Я понимаю всю остроту экономической ситуации в регионе. Не все просто и спокойно с точки зрения взаимоотношений исполнительной и представительной властей". Призыв президента консолидироваться Александр Карлин интерпретирует иначе, нежели алтайские чиновники: "Нас ненадолго хватит, если мы, заглядывая друг другу в глаза и улыбаясь, не будем решать экономические и тесно связанные с ними социальные проблемы".
Согласившись с оценками, что экономика края находится в "остром, системном и затяжном кризисе", он выделил приоритетные вопросы, требующие немедленного решения "уже на днях". Первое - подготовка к отопительному сезону. Второе - птичий грипп, завершение уборки урожая и защита экономических интересов сельхозпроизводителей региона. При этом он подчеркнул: "Обращаясь за государственной поддержкой АПК, мы должны понимать, что государство, финансируя этот сектор, будет очень четко прослеживать характер целевого использования средств". Вопросом вопросов Александр Карлин считает рабочие места: "По данным официальной статистики, 70 тысяч официально зарегистрированных безработных. Но это лишь вершина айсберга, латентная незанятость гораздо выше. В сельской местности она носит тотальный характер, что приводит к полной деградации и исчезновению с лица земли".
Обозначив комплекс экономических проблем, он перешел к главной интриге - а именно к принципам формирования исполнительной власти. Александр Карлин пообещал последовательно придерживаться блочной системы формирования "внятной" структуры исполнительной власти: "Сейчас она совершенно непонятна - полномочия дублируются, одни принимают решения, другие пытаются их исполнить, и никто не отвечает". "Первые шаги будут приняты в отношении заместителей главы администрации", - сказал Карлин, дав понять, что его не устраивает ни их количество ("то ли 12, то ли 15"), ни размытость их функций. Вместе с тем он понимает, что "край не должен потерять управляемости ни на день, ни на час" и пообещал не принимать скоропалительных кадровых решений. В продолжение кадровой тематики Александр Карлин заявил, что "в администрации не нужны харизматичные люди с политическим уклоном. Это прежде всего исполнительная власть, и больше ничего".
Очень понравилась законодателям его метафора про литерный поезд с варягами. Александр Назарчук даже просил повторить ее на бис, чтобы все народные избранники уяснили, что "в ближайшие дни не ожидается литерного поезда из Москвы или другого региона, Дальнего Востока или юга со специалистами по всем вопросам жизни Алтайского края. Мобилизация будет объявлена в Алтайском крае. Не ожидается и чартера из Москвы из круга ближайших друзей. Упор будет сделан на людей, которые в меньшей степени задействованы в конфронтационных процессах, проходивших здесь в последнее время. Я открыто говорю, что будут качественные потери, но я не могу выходить с кандидатурами, являющимися раздражителями для политической и деловой элиты края", - обозначил принципы кадровой политики Александр Карлин. Основным критерием, по его представлению, должен быть профессионализм. И почему-то все поверили, что именно так и будет.
Про конфронтацию почти не говорили, как и про прежнего губернатора. Видимо, Карлин решил взять паузу, чтобы разобраться в ситуации самостоятельно и окончательно.