Сезонный фактор
Не предпринимая явных попыток в начале года обуздать инфляцию, власти уповали только на летнее снижение цен. И оно-таки состоялось. Несмотря на то, что в течение года цены на продовольственные товары лидировали в потребительской сфере и к августу их прирост составил 8,9 процента, в июле продовольствие подорожало всего на 0,3 процента. Выход на рынок продукции нового урожая и постепенное наращивание ее объемов повлияло на снижение цен в потребительском секторе, особенно плодоовощной продукции, где цены снизились на 1,8 процента.
Конечный потребитель диктует
Динамика цен производителей промышленных товаров в июле оказалась чуть выше - 0,5 процента (для сравнения: в июне - 0,1 процента). Но в то же время на фоне жесткой конкуренции с импортом за удержание доли внутреннего рынка российские компании все в большей степени начинают использовать политику контроля за ростом отпускных цен (объем импорта вырос за январь-июль 2005 года, по оценке, на 27,5 процента, тогда как в прошлом году за это время - на 23,8 процента). За январь-июль увеличение индекса цен на непродовольственные товары составило 2,8 процента против 8,5 процента для потребительской инфляции в целом. Причем цены производителей пищевой продукции за этот период выросли на 2,5 процента, текстильной и швейной продукции - на 2 процента. И в перспективе ценовая политика отечественных производств, ориентированных на конечного потребителя, можно предположить, будет более гибкой. Такую динамику цен в промышленности уже можно сравнить с развитыми странами. Так, в Великобритании отпускные цены в июне упали на 0,2 процента, а их рост к концу года вряд ли достигнет 2,4 процента, хотя издержки растут более высокими темпами (цены на нефть выросли на 13,1 процента) - так же, как и потребительская инфляция.
Инвестиции
Это еще раз подтверждает, что Россия действительно становится на рельсы рыночной экономики, чему в немалой степени способствует приток иностранных инвестиций.
По данным Росстата, прямые иностранные инвестиции в первом полугодии составили 4,5 миллиарда долларов, а накопленный иностранный капитал - 90,8 миллиарда долларов, что больше на 31,0 и 37,4 процента, соответственно, чем за тот же период прошлого года. Новые капиталы способствуют не только росту производства, но и использованию рыночных подходов в управлении, а также оптимизации затрат и контролю за ценами для конечного потребителя. Именно такую политику продемонстрировал ВАЗ, решив проиндексировать цены в ответ на сжатие спроса и рост затрат.
Государственная инфляция
Но такое рыночное поведение пока никак не коснулось тех товаров и услуг, цены на которые определяются государством. Так, с 1 августа, по решению Федеральной службы по тарифам, произведена дополнительная внеплановая индексация стоимости грузовых железнодорожных перевозок в среднем на 4 процента (хотя в июле произошло их снижение на 0,1 процента). И сделано это было моментально после июньской оценки общего грузооборота до конца года (2,7 процента против планового роста в 4,9 процента). А ведь уже за первое полугодие индекс тарифов на грузовые перевозки вырос на 20,4 процента против 8,7 процента за аналогичный период прошлого года. При этом увеличение цен производителей промышленных товаров за январь-июль составило 0,5 процента.
Нельзя не вспомнить и о росте цен на услуги железнодорожного транспорта для населения. Только за июль они увеличились на 1,8 процента, в два раза превысив общий темп роста индекса цен на платные услуги для конечного потребителя (0,9 процента). Уместно заметить, что даже услуги ЖКХ в июле выросли всего лишь на 0,6 процента. То есть для чиновников доходы монополистов по-прежнему важнее проблем инфляции.
Монополии
В главной монопольной отрасли - добыче топливно-энергетических полезных ископаемых цены в июле выросли на 2,1 процента, причем сырая нефть и попутный газ подорожали на 3 процента. При этом цены на остальные виды добычи полезных ископаемых снизились на 4,8 процента.
Конечно, такое подорожание сырой нефти не могло не сказаться на увеличении цен на нефтепродукты. Если в целом в обрабатывающих отраслях прирост цен составил 0,4 процента, то в производстве нефтепродуктов - 7,5 процента.
Стабильной в течение всего лета оставалась динамика цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 0,1 процента каждый месяц.
Прогноз
Очевидно, что российская экономика сама регулирует инфляцию в отличие от чиновников, которые под лозунгом "контроля за динамикой цен" не только индексируют тарифы, но и увеличивают до рекордного уровня экспортную пошлину, активно квотируют продовольственный импорт. При этом, памятуя о необходимости выполнения социальных обязательств, власть индексирует с 1 августа пенсии, а с 1 сентября - заработную плату работников бюджетной сферы. Так что о долговременной стабилизации инфляционных процессов говорить не приходится. Пока в России будет доминировать монетарно регулируемая, а не экономически управляемая инфляция, прогнозировать в долгосрочном плане ее низкие темпы нереально. Но в ближайшие месяцы, благодаря сезонному фактору, инфляция останется на прежнем уровне. По предварительной оценке, прирост индекса потребительских цен в августе 2005 года составит 0,1 процента, агрегированного индекса инфляции - 0,4 процента. В сентябре эти показатели прогнозируются на уровне 0,4 процента и 0,6 процента, соответственно.