Борьба, судя по всему, будет в этом году как никогда острой и смешной.
Конкуренция - как и было сказано
Межканальная конкуренция уже давно носит нездоровый характер. Очевидные симптомы недуга проявились еще в первых числах августа, когда день в день два первых канала выдали в эфир по судебному шоу. Но тогда они хоть были разведены в сетке по времени, а в сентябре, судя по программе, сойдутся почти что в очном поединке. После часа суда на Первом канале наступит час суда на втором. Кому из зрителей покажется мало, могут переключиться на REN ТV и прихватить там еще пару часиков того же формата. Боюсь, что при таком количественном переборе этого продукта зрителям станет недосуг разбираться в оттенках его качества. Скорее всего, повторится история с клонами "кривых зеркал".
Флаг, под которым судопроизводство столь энергично внедряется на ТВ, сам по себе благороден и красив. На нем начертано: "Повысим правовую культуру рядовых россиян!" Но знамена, известно, имеют способность изнашиваться, махриться и даже истлевать... После чего их остатки используются как фиговые тряпочки, прикрывающие какое-нибудь неприличие.
Неприличие в данном случае, да и во всех остальных, более всего усугубляется отчаянной конкуренцией. Телевизионщики, топчась на одной поляне, по необходимости вынуждены повышать коэффициент экстремальности судебных дел. Вчера исследовалась попытка убийства, сегодня нам рассказывают об убийстве, завтра поведают об убийстве в особо извращенной форме и т.д.
Это путь, которым уже проследовали семейно-бытовые ток-шоу. По той же дорожке двигаются кривозеркальноаншлаговые программы. И что понятно всем и каждому, никаким творческим прорывам эта состязательность не способствует.
Способствует она следующему: обесцениванию самого творчества и обезличиванию компаний-вещателей. Отличать по репертуарной номенклатуре первую кнопку от второй делается все затруднительнее. А претензии руководителей, особенно Первого канала, на эксклюзивность и неповторимость возрастают в обратно пропорциональной прогрессии.
Новый сезон как предчувствие
Тем не менее не все плохо. По крайней мере, не настолько, как это представляется тем телекритикам, кто привык в ТВ видеть только арену политической борьбы, и для которых все, что в эфире под эту рубрику не подверстывается, служит отвлечением от нее, то есть от борьбы.
А уж как на минувшей неделе послужили этому делу спортивные трансляции с футбольных стадионов Москвы, Монако и Перми.
Или как послужили многочисленные и будто назло высокохудожественные фильмы вроде "Холодного лета 53-го", "Облака-рая", "Чикаго", "Сталкера" и т.д. И словно нарочно именно на эту неделю пришлись юбилеи больших мастеров культуры - Анатолия Гладилина, Георгия Данелии, Петра Тодоровского, в связи с чем на экран нахлынули теплые воспоминания о виновниках торжества и щедро были показаны их лучшие создания.
Не за горами встреча с "Доктором Живаго" - сериалом, поставленным Александром Прошкиным. И все, кто не читал романа Пастернака, наконец смогут его увидеть.
В ноябре предполагается показ сериала "Мастер и Маргарита" в интерпретации Владимира Бортко. Уже в ближайшее воскресенье стартуют "Мертвые души", экранизированные Павлом Лунгиным.
В прошлом сезоне поставленное на поток производство телевизионной документалистики выбросило на экран много хлама, среди которого попадались хорошо и добротно сработанные вещи. Но вот новый сезон только начался, а телеканал "Россия" представил на суд зрителей сразу несколько достойных документальных исследований - "Когорта несгибаемых" (о журналисте-международнике Томасе Колесниченко), "Тайна пропавшей переписи" (о том, как черно-белая реальность 37-го года переплавлялась товарищем Сталиным в раскрашенный миф), "Екатерина Фурцева. Женская доля" (тоже ведь судьба - как призма, сквозь которую по-своему преломилось время).
Гвоздем же недели стоит признать показанное на канале "Культура" документальное эссе "Страсти по Максиму". Это размышление о "дорогом нашем Горьком", жизнь которого отразила все зигзаги и извращения русских революций, буревестником коих он и явился, жертвой которых он в конечном итоге и оказался. До меня вдруг впервые дошло, отчего Алексей Максимович так ненавидел Достоевского. Так он же сам и есть персонаж Достоевского. Он еще один из детей Федора Карамазова. Может, как Смердяков - незаконнорожденный?
На следующей неделе, судя по всему, "выстрелит" НТВ с подробным сериалом "По ту сторону войны" Алексея Поборцева - хроника первой чеченской кампании. "Россия" на это ответит четырьмя премьерами, среди которых наиболее актуальными мне представляются: "Программа "Время" против "Голоса Америки" и, конечно же, "Прерванный урок Беслана".
Уроки Беслана, несомненно, будут на этой неделе изучаться прямо и опосредованно. Кое-что в этом направлении было предпринято в показанной по НТВ в минувшее воскресенье программе "Чистосердечное признание". Она была уже тем неожиданна, что в ней заключалось признание несколько подзабытого нашими либеральными СМИ факта, что бесланский ад организовали и учинили террористы во главе с Басаевым, что это они мучили и убивали детей, а не спецназовцы.
Первый канал, видимо, отразит годовщину Беслана в одной из передач Алексея Пиманова "Человек и закон". Уровень проникновения в тему заранее понятен. Зато серьезной перестройке на этой частоте подвергнется тот раздел вещания, который отдан под семейно-бытовые ток-шоу. Малахов стартует на этой неделе с проектом "Пусть говорят". Название, на мой взгляд, наиболее адекватное для того, чем уже не первый год занимается этот телеперсонаж. Но, видимо, главной "фишкой" Первого станет программа "Лолита. Без комплексов".
Похоже, мы явимся свидетелями очень интересной внутриканальной конкуренции. Это уже следующая стадия болезни.
По-своему ту же проблему решает НТВ. "Принцип домино" задвинут в дополуденный эфир. Послеполуденный отдан новой прикладной программе Льва Новоженова "Вопрос... Еще вопрос" и гламурной передаче "Для тебя", где царят и блаженствуют удачливые и успешные люди нашей страны.
Ну а главным трендом предстоящего телесезона станет повальное увлечение "ситкомами" (ситуационными комедиями), предвестием чего оказался сногсшибательный успех "Моей прекрасной няни" на СТС.
Успех был таков, что вещатель, исчерпав лицензионный вариант "Няни", заказал производителю оригинальное продолжение. Один из каналов покупает тоже весьма рейтинговый ситком "Грейс в огне". Другой создает нечто доморощенное - "Дедушка моей мечты". В производстве находится "Это Любовь". Словом, обсмеемся. Если не мы, то те, кто за кадром.
А что, быть может, клином "ситкома" вышибем клин "аншлага"?
Кто-то тут же поднимет крик о дебилизации нашего несчастного телезрителя в интересах Запада. Кто-то увидит и в этом тайный сугубо конспирологический замысел кремлевских мудрецов, желающих отвлечь население страны от социальной злобы дня. А по мне, уж если мы вступили на капиталистический путь развития, так здоровой массовой буржуазности нам не избежать.