Новые правила в области региональных финансов

В недалеком будущем одними из наиболее вероятных кандидатов на объединение являются Архангельская область и Ненецкий АО (правда, есть еще вариант объединения названных регионов и Республики Коми, но это маловероятно). Инициаторы объединения полагают, что два этих соседних региона могут гармонично дополнить друг друга: у одного более развита налоговая база, у другого - инфраструктура.

При этом Архангельская область и Ненецкий АО отличаются друг от друга кардинально. Достаточно вспомнить, что НАО это регион с максимальной по России бюджетной обеспеченностью на душу населения, а также - с максимальной инфляцией. Кроме того, хоть они и соседи, но между ними фактически нет транспортного сообщения. Поэтому сценариев объединения, если оно состоится, может быть несколько.

Во-первых, создание нового субъекта Федерации со столицей в Архангельске, то есть присоединение НАО к области. Во-вторых, создание нового субъекта со столицей в Нарьян-Маре (присоединение области к НАО). В-третьих, создание нового субъекта, но со значительной временной отсрочкой, которая будет необходима для разработки программы "соединения" в части развития транспортного сообщения, взаимной торговли, бизнеса, согласования местных норм и правил управления финансами. В-четвертых, возможен отказ от создания нового субъекта, то есть все оставить как есть. В-пятых, возможен отказ от создания нового субъекта, но при этом будут предусмотрены трансферты со стороны НАО в пользу Архангельской области на выполнение конкретных совместных проектов, представляющих интерес для обеих сторон.

Из перечисленных выше наиболее вероятным сценарием развития событий представляется первый, то есть присоединение НАО к Архангельской области. Тогда возможны следующие последствия в области региональных финансов. Увеличение объема средств, расщепляемых в Управлении федерального казначейства по НАО между администрацией НАО и Архангельской областью в пользу бюджета последней. Иначе говоря, даже если предположить, что расходы бюджета НАО после присоединения и останутся на прежнем уровне, то поступать доходы в бюджет НАО в новых условиях будут не напрямую из местного УФК, а большей частью через бюджет Архангельской области, что чревато задержками в перечислении как по причине финансовых проблем в самой области, так и в связи с появлением документооборота между областью и округом.

Вероятно, что Архангельская область пожелает, в целях более прочной привязки округа к себе, получать отчисления от как можно большего количества налогов, взимаемых с налогоплательщиков, зарегистрированных в НАО. Тогда, чтобы компенсировать уменьшение расходной части бюджета НАО, область, вероятно, возьмет на свой бюджет определенные расходы по округу. Например, выделение трансфертов муниципалитетов. В 2004 году это были расходы в сумме 670 миллионов рублей, или 22,5 процента от расходов бюджета НАО.

Сокращение финансирования окружных унитарных предприятий. В период с 2001 по 2004 г. бюджет Архангельской области ежегодно увеличивался на 90 процентов. Нет никаких оснований полагать, что эта тенденция изменится. Более того, получив доступ к финансовым ресурсам НАО руководство Архангельской области может допустить еще больший прирост расходов своего бюджета, а расходы бюджета НАО максимально ограничить в росте.

Такое право область получит во многом благодаря процедуре согласования проекта бюджета НАО в финансовых органах области, которую НАО придется проходить ежегодно, наравне со всеми остальными районами области. Тогда прежние, отлаженные каналы обогащения местной элиты могут быть нарушены. Это вызовет с их стороны острое неприятие производимых изменений, вплоть до скрытого саботажа, поскольку местной элите придется искать новые каналы обеспечения прежнего уровня доходов. Руководству Архангельской области, если оно желает установить контроль над финансами НАО с минимальными затратами, придется отдать "на откуп" местной элите в качестве компенсации за утраченную независимость больший объем средств, чем она (элита) имела прежде. Не имеет значения качество каналов обогащения - позитивные они или негативные.

Администрации Архангельской области выгоднее всего провести объединение в самое ближайшее время, поскольку в настоящее время местная элита, вследствие смены главы НАО, находится в состоянии ротации.

Сокращение статуса федеральных органов власти, функционирующих в НАО, повлечет за собой сокращение заработной платы в этих структурах и далее отток квалифицированной рабочей силы и замещение его на низкоквалифицированную, у которой отсутствуют перспективы роста и, как следствие, мотивация к повышению эффективности работы.

Справедливость данного вывода можно наблюдать уже сейчас на примере отделения ФНС по НАО. Последнее в профессиональном плане ослабло настолько, что, согласно отзывам местных экспертов, уже не способно проводить проверки налогоплательщиков, особенно нефтяных компаний, по существу. В таких условиях можно ожидать, что у налогоплательщиков появится соблазн совершать уклонения от налогов в расчете на то, что неопытный налоговый инспектор не заметит нарушений.

Сокращение объема средств, которые местные филиалы комбанков проводят через РКЦ НАО. Собственно говоря, это не повлияет ни на объем инвестиций в НАО, ни на прирост наличности в округе. Остатки на корсчетах банков в настоящее время и так незначительны, а все возможные ресурсы банкиры НАО отправляют - эта практика существует уже давно - в Архангельск. Косвенным следствием, возможно, станет увеличение комиссионных, которые взимаются с граждан за денежные переводы, до 10 и более процентов.

Резкая активизация заемной политики администрации НАО. Нехватка собственных средств может вначале сподвигнуть НАО к отказу от проведения активной кредитной политики, как она это делает в настоящее время. Но это не даст большой отдачи, к тому же отдача будет получена не сразу, а с некоторым временным лагом (пока все заемщики вернут кредиты). Поэтому НАО может решиться на привлечение дополнительных ресурсов с финансовых рынков. Сама по себе заемная активность - не есть негатив, главное, чтобы она не становилась средством "латания дыр", что, собственно говоря, и может произойти.

Но при этом Администрация г. Нарьян-Мара, которая, кстати, активный заемщик, не сможет привлекать заемные средства на прежних условиях. Сокращение ее статуса (со столичного города до, вероятнее всего, районного центра) повысит кредитные риски и тогда ее традиционные кредиторы (местные филиалы коммерческих банков, иногородние банки, предприятия) как минимум повысят процентную ставку по займам не менее чем на два-три процентных пункта (сейчас она колеблется в диапазоне 19-20%) и сократят сроки кредитования (хотя они и без того короткие - не свыше одного года).

Поиск "утраченных" ресурсов приведет к восстановлению практики "Бонусов на социально-экономическое развитие НАО", существовавшей ранее. В условиях сокращения финансовых ресурсов, органы власти НАО пойдут, вероятно, на увеличение давления на руководство местных предприятий с целью вынудить их оказывать финансовую (так называемую "добровольно-принудительную") помощь окружному бюджету. Ориентировочно ее размер может достигать 5-6 процентов от суммы всех налогов, уплачиваемых предприятиями в бюджеты всех уровней.

Примечательно, что несколько лет назад, когда эта практика еще существовала, "бонусы" платили даже федеральные предприятия. Это довольно редкий в отечественной практике пример, когда нижестоящий орган власти получает дотацию от вышестоящего, но по своей инициативе и по своим правилам.

Если подвести маленький итог, получается, что объединение регионов приведет к перераспределению части финансовых потоков из округа в область без четко выраженных гарантий сохранения прежнего уровня жизни в округе. А единственным способом для НАО избежать присоединения к Архангельской области является разработка и скорейшее внедрение такой программы экономического развития, которая в короткие сроки позволила бы резко сократить бюджетную обеспеченность, чрезмерно высокий размер которой и является главным двигателем объединения.

Магомет Яндиев

КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК