- Причины, сдерживающие разработку регламентов, в основе своей носят методический характер, - говорит Пугачев. - Мы вступили в сферу действия закона о техническом регулировании не на пустом месте. У нас в разных отраслях промышленности действовало более 120 тысяч нормативных документов, определяющих стандарты работы. И более 25 тысяч государственных стандартов. Сейчас мы пытаемся увязать эти документы (по которым промышленность жила и до сих пор живет) с будущими техническими регламентами. Если этого не сделать, то индустрии будет тяжело перестраиваться на новые рельсы.
В Европе вопрос увязки ТР и стандартов давно решен. Там более 20 лет действуют Европейские директивы нового подхода. В регламенты вводятся основные существующие требования, а конкретные пути достижения этих требований указаны в стандартах. И перечень стандартов официально публикуется в журнале Европейской комиссии.
Мы предлагаем идти по тому же пути. Это не связывает руки промышленности, а дает ей возможность использовать свои корпоративные стандарты для достижения общих для всех существенных требований.
Ведь представьте себе, насколько сложно внести изменения в закон. А технический регламент принимается как закон. Если он установит конкретные значения для каких-либо показателей безопасности продукции, то изменения в него вносить тяжело и долго. Что, промышленность будет ждать, чтобы внедрить новое техническое решение?
Так вот, первый регламент, который внесен в правительство (касающийся вопросов экологической безопасности автотранспортных средств), сделан как раз на основе европейского подхода. В нем идут ссылки на международные правила в данной области, к которым Россия присоединилась.
В Европе вопрос увязки технических регламентов и стандартов давно решен: в регламенты вводятся основные существующие требования, а конкретные пути достижения этих требований указаны в стандартах
Остальные регламенты, находящиеся сейчас в разработке, тоже используют эти принципы. Но, к сожалению, есть серьезная проблема. В законе о техническом регулировании сказано, что в техническом регламенте должен содержаться исчерпывающий перечень требований. И его многие трактуют буквально: все обязательные требования должны быть только в ТР. В результате появляются регламенты-монстры на 300-500 страниц со схемами, графиками, таблицами.
Но в одном документе все прописать невозможно. Всегда в технической документации делаются ссылки на другие документы. А в техническом регламенте никаких ссылок, получается, делать нельзя. Но тогда ТР либо не сделать вообще, либо он получится столь громоздким, что будет тормозить развитие отрасли.
- Разработку 74 регламентов взяло на себя государство, но значительно больше ТР готовятся бизнес-сообществом. Вы сказали на заседании рабочей группы, что сейчас опубликовано 105 уведомлений о начале публичных обсуждений таких ТР. Сколько из них прошло хотя бы так называемое нулевое чтение в Госдуме?
- По моим сведениям, более сорока. Кроме того, аналогичные слушания проводит и минпромэнерго. По более чем тридцати регламентам публичное обсуждение завершено и, по идее, их можно было бы вносить в Думу или правительство. Но... не вносят.
Между прочим, регламенты эти зачастую готовят специалисты транснациональных компаний, работающих на российском рынке. И, как показывает опыт, они делают их под свои корпоративные правила и требования. Заведомо ставя таким образом в невыгодные условия конкурентов. Это тревожит.
Я хотел бы обозначить еще одну проблему, которая тоже сдерживает продвижение регламентов. Наш закон дает возможность устанавливать обязательные требования к процессам производства. И это опять-таки трактуется широко: процесс производства вообще, независимо от вида продукции. Что также может стать тормозом на пути развития. В ВТО толкование строго ограничено. Регламентируется лишь процесс производства конкретной продукции. И требования устанавливаются только на обеспечение безопасности этой продукции. Но пока нам не удается доказать, что идти следует по европейскому пути.
Наконец, прежде, чем будут разработаны специальные технические регламенты, должны быть приняты общие. Их семь. Но ни один даже не внесен официально ни в Думу, ни в правительство. Значит, нельзя разработать до конца и специальные ТР. Невозможно в них прописывать требования по охране труда и другие подобные вещи, для регулирования которых и существуют общие регламенты.
- Тогда получается странно. Регламенты разрабатываются с трудом, но одновременно правительство в феврале принимает решение о расширении списка товаров и услуг, на которые обязательная сертификация заменяется добровольным декларированием. Не логичнее ли было сохранить обязательную до тех пор, пока не будет принят соответствующий регламент? А то мы видим, как минздрав, к примеру, уже второй раз переносит срок отмены обязательной сертификации лекарств.
- Совершенно с вами согласен. Мы не можем оставить потребителя наедине с опасной фальсифицированной продукцией. И поэтому, пока нет регламента, не нужно делать никаких резких движений. Это особенно актуально для приведенного вами примера. Министерство здравоохранения и социального развития четко говорит, что оно сперва должно выстроить систему контроля и надзора за лекарственными средствами на местах, а потом уже отменять обязательную сертификацию. Что касается технического регламента на лекарства, то он есть в правительственной программе. Но для того, чтобы он вступил в силу с 1 мая, его нужно принять хотя бы в ноябре. Насколько это реально?
В общем, главное, на наш взгляд, - не разрушить существующий барьер на пути недоброкачественных товаров до введения регламентов. И, опять же, нельзя отказываться от накопленного технического багажа. Надо избежать ведомственного нормотворчества, которое превалировало при старой системе, и в то же время не отбрасывать наработанное в стандартах. Между прочим, наши соседи - Белоруссия (Закон о техническом нормировании и стандартизации), Украина (Закон о стандартизации), Казахстан (Закон о техническом регулировании) - разрешают в технических регламентах устанавливать требования путем ссылки на стандарты и технические кодексы, установившиеся в практике. Это разумный подход.
- И все же, когда можно ожидать приема первых технических регламентов?
- Согласно правительственной программе сорок ТР должны быть внесены до нового года. В том числе семь общих. В нашей системе необходимые регламенты, с использованием мирового опыта, разработаны. И мы их продвигаем. Есть положительные заключения иностранных экспертов, отечественных промышленников. К примеру, в самой высокой степени готовности регламент о низковольтном электрооборудовании. Под него есть база стандартов (390), гармонизированных с международными, более 20 положительных заключений. Но... принятие его застыло. Именно из-за того, что кое-кто трактует впрямую положение о необходимости исчерпывающей полноты требований. Если эта преграда будет снята, я думаю, мы успеем уложиться в предписанные правительством сроки.