И только накануне признались, что совместная акция Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, экологической милиции, рыбнадзора, "Мосводоканала" и представителей администрации Мытищинского района Московской области стартует на базе государственной инспекции маломерных судов в Пирогово. Цель проверки - выявить возможные нарушения при заправке катеров, моторных лодок и яхт.
Заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, прибывший на место в сопровождении охраны, был одет не в строгий дорогой костюм, как обычно, а в синюю куртку и кепку с названием своего ведомства.
- Арестовывать и отбирать яхты мы не будем, - заверил он. - Однако если обнаружатся нарушения природоохранного законодательства, составим акт и передадим дело в прокуратуру.
Затем сел в подошедший красный катер "Матадор" и возглавил эскорт малых судов большой мощности.
От волн проверочных катеров шарахались не только пролетавшие над водой чайки, но и яхты под парусом.
Заместитель начальника Управления ГИМС Московской области Сергей Марк объяснил, что малые суда должны заправляться топливом на специально зарегистрированных бензоколонках. Средняя яхта (скажем, 900 лошадиных сил) может "искатать" за сезон две тонны топлива. А единственная капля бензина - если заливать бак из канистры - попав в воду, образует пленку радиусом в целый метр. Учитывая, что в одном только Подмосковье более пятидесяти тысяч зарегистрированных маломерных судов, около двухсот стоянок и более тридцати яхт-клубов, можно представить, сколько грязи оседает на дне водоемов, из которых столица берет воду для питья. Евгений Маринчев, занимающийся яхтенным бизнесом, прокомментировал ситуацию следующим образом:
- Количество яхт и катеров прибавляется на глазах в арифметической прогрессии. Логично, что развиваются и клубы, создаются места для стоянки судов. Однако это не стихийный бизнес. Существуют достаточно жесткие экологические требования к содержанию маломерного флота. Но, несмотря на то что двух специальных заправок в Москве и Хлебниковском затоне достаточно, многие заправляют суда из канистр - так дешевле.
Главное для проверяющих - поймать яхты в тот момент, когда что-либо сбрасывается за их борт: мусор или иные продукты жизнедеятельности. Но будний день и холодная погода сделали невозможной попытку "застукать" за чем-либо нехорошим лодки на воде. Зато не помешали представителям комиссии заставить поволноваться руководство многих яхт-клубов в затоне.
Первым приняло удар руководство морского клуба "Адмирал". Следующими были "Нептун", "Спартак", "Буревестник", а затем одна из заправочных станций.
Вопросы, волновавшие инспекторов, были одни и те же: заключение государственной экологической экспертизы, документы на землю и водопользование, наличие заправки, канализационного коллектора. Обращали внимание и на автостоянки, расположенные слишком близко к воде. Владельцы волновались. Папки с документами сразу же перекочевали в руки природоохранителей.
- Наша цель - создать такие законы, согласно которым разрешение на деятельность яхт-клубов будут выдаваться только при организации собственных заправочных терминалов. Посмотрите, у причала многомиллионные яхты, а на стационарную заправку денег нет, - горячился Митволь.
Увиденным на берегах водохранилища замруководителя Росприроднадзора остался не очень доволен: на воде у причалов заметил радужные пятна от нефтепродуктов. Заправка не соответствовала требованиям, которые предъявляются к подобным объектам. При этом стоимость бензина и дизельного топлива на спецзаправке удивила всех: была на десять рублей выше, чем на любой автотрассе.
В ближайшие два месяца проверят еще 33 крупных яхт-клуба. "Не исключено, что по результатам проверки некоторые клубы мы будем вынуждены закрыть", - объявил Олег Митволь.
Смотрите также фоторепортаж "РГ"