Это футбольная драма Garpastum петербуржца Алексея Германа-младшего в главном конкурсе и "Первые на Луне" екатеринбуржца Алексея Федорченко в конкурсе "Горизонты". В "Горизонтах" будет показана и представленная Казахстаном музыкальная лента Рустама Хамдамова "Вокальные параллели" с контртенором Эриком Курмангалиевым и Ренатой Литвиновой. Наконец, в польском фильме Кшиштофа Занусси "Персона нон грата" одну из ролей играет Никита Михалков. Эту картину тоже считают сильным претендентом на Золотого льва Венеции.
Венецианский фестиваль гордится статусом старейшего в мире. Первому пришла в голову мысль устроить всемирные скачки кинематографистов, как ни печально, Муссолини: дуче был упоен успехом, его распирали амбиции, и по его личному приказу на Лидо за полгода возвели помпезный, похожий на огромную надолбу, фестивальный дворец. Но самый первый фестиваль прошел прямо на пляже шикарного, в восточном стиле отеля "Эксельсиор": овеваемые морским бризом дамы и господа посмотрели ужастик Рубена Мамуляна "Доктор Джекил и мистер Хайд" - это случилось 6 августа 1932 года в 9.15 вечера. Так началось то, что позже назовут мировым кинофестивальным процессом. И теперь почти ежедневно где-нибудь на планете открывается какой-нибудь большой или малый кинофестиваль.
Главным символом фестиваля, как легко было ожидать, сразу стали львы. Кошачьи - любимые звери Венеции. Вдоль ее каналов бродят сытые важные коты, которые снисходительно смотрят на человечью суету. А количество львов не поддается исчислению - больших и малых, мраморных, гранитных и гипсовых, на постаментах и фасадах, колоннах и портиках. Венецианцы их коллекционируют, как почтовые марки, свозя отовсюду. Там есть львы византийского, китайского, египетского и греческого происхождений. Самый первый трехтонный бронзовый лев появился на берегах лагуны непонятным образом и представлял собой, по-видимому, китайскую химеру IV века, к которой потом приделали крылья. Теперь он стережет Венецию на одной из колонн Пьяццетты рядом с Дворцом дожей. Крылья стали неотъемлемым преимуществом здешних кошачьих, и если все львы, выстроившиеся возле фестивального дворца, одновременно ими взмахнут, то фестиваль поднимется в небеса и уж точно заткнет за пояс своего главного конкурента во французском Канне.
Каждый лев между тем именной. Там есть персональные львы Марка Донского, Михаила Калатозова, Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Андрея Звягинцева... Русское кино всегда было желанным гостем в Венеции. Именно здесь мир открыл гений Тарковского - его дебютный фильм "Иваново детство" в 1962 году поднял на ноги экзальтированный зал. История почти зеркально повторилась в 2003-м: снова дебютный фильм, снова Андрея, но уже Звягинцева, и тоже о поре мальчишества - "Возвращение" - заставил публику аплодировать ровно четверть часа и взял впервые в истории фестиваля сразу двух Золотых львов - как лучший дебют и лучший фильм Мостры. Мостра - по-итальянски праздник. Так здесь называют свой главный фестиваль.
Наш новый конкурсант Алексей Герман-младший в Венеции неновичок. В год "Возвращения" его дебютный фильм "Последний поезд" шел в параллельной программе "Горизонты" и удостоился почетного упоминания жюри в конкурсе дебютов. Я не поклонник этой ленты, где физиологическое воздействие на зрителя (надрывный двухчасовой кашель на экране, быстро и непоправимо заражающий публику) перекрыло воздействие эстетическое и эмоциональное. Но если отключить звук, то видны не только мастерство, но и несомненная одаренность молодого режиссера. Он многое взял у своего маститого отца - сумрачность атмосферы, полифоничность ритмической структуры, внимание к бытовой детали, которая становится и опознавательным знаком времени и средством выразить сверхидею картины. Но еще более отважно "отстраняет" действие, переводя его в ранг едва ли не притчи, столь же исторической, сколь и вневременной.
Теперь эти качества пригодятся Герману в новой картине, где разрабатывается еще более отдаленный во времени материал: действие происходит в 1914 году, в канун Первой мировой войны и на закате Серебряного века русской поэзии.
В прошлое обращен и второй фильм из России, который фигурирует в параллельном конкурсе "Горизонты". Это тоже дебют, на этот раз стартовавший в Екатеринбурге и получивший признание на фестивале "Кинотавр" в Сочи. "РГ" уже писала об этой фантастико-"документальной" мистификации Алексея Федорченко "Первые на Луне", где на основе пленок, якобы найденных екатеринбуржцами в архивах НКВД, неопровержимо доказывается факт первого полета на Луну с космодрома под Нязепетровском в 1938 году. На поцарапанной пленке - тренировки космонавтов и богатырский облик первого советского человека, полетевшего на Луну, - Харламова. На венецианской афише картина значится как "документальный фильм". В Венеции состоится его мировая премьера.
11 августа мы узнаем приговор жюри под водительством известнейшего кинохудожника Данте Ферретти и увидим, обогатился ли большой львятник на острове Лидо новыми русскими.