По версии обвинения, в январе 2002 года группа Ульмана направилась в район населенного пункта Дай Шатойского района с целью захватить полевого командира Хаттаба. Увидев на дороге автомобиль "УАЗ", водитель которого не остановился на требование, Ульман отдал приказ стрелять на поражение. Сторона обвинения ставила в вину группе Ульмана, в частности, то, что огонь был открыт не по колесам, а непосредственно по автомашине. Вследствие обстрела был убит один из пассажиров - директор школы Саид Аласханов. Еще пять пассажиров машины были выведены из автомобиля и укрыты в безопасном месте. Затем, согласно обвинительному заключению, Ульман связался со старшим оперативной группы майором Перелевским. На вопрос, что делать с чеченцами, майор ответил, что их надо уничтожить. После этого лейтенант Калаганский и прапорщик Воеводин расстреляли задержанных и попытались сжечь их тела вместе с автомашиной.
Вчера военная коллегия Верховного суда России рассмотрела кассационную жалобу на оправдательный приговор Северо-Кавказского окружного суда четырем спецназовцам ГРУ, которых обвиняли в убийстве шестерых чеченцев в Шатойском районе, и отменила этот приговор. "Дело Ульмана" направлено на новое рассмотрение.
Как следует из решения военной коллегии Верховного суда, "приговор подлежит отмене в связи с нарушением уголовно-процессуального законодательства". В частности, формирование коллегии присяжных заседателей происходило в отсутствие некоторых потерпевших. Кроме того, суд отметил, что отбор присяжных происходил в открытом судебном заседании, что также является нарушением. В то же время военная коллегия отметила, что некоторые действия председательствующего могли послужить ориентиром для вынесения вердикта присяжными - тот при рассмотрении дела в первой инстанции обратился к присяжным заседателям "с напутственным словом", в котором прозвучали фразы: "Не судите - да не судимы будете", "Каким судом судил, таким судом сам судим будешь".
Кроме того, в решении отмечено, что "при разбирательстве дела потерпевшие были ограничены в правах при представлении доказательств".
В то же время признаны несостоятельными доводы потерпевших о том, что суд присяжных был тенденциозным. Мнение потерпевших о том, что дело должно рассматриваться тремя профессиональными судьями или судьей единолично, поскольку в Чечне не введена коллегия присяжных, суд также счел несостоятельным. Было отмечено, что военнослужащий имеет исключительное право на рассмотрение дела с участием присяжных. Адвокат Ульмана заявил журналистам, что намерен обжаловать это решение военной коллегии в президиуме Верховного суда.
С жалобой в Верховный суд РФ адвокаты потерпевших обратились еще 2 июня. Они оспаривали вердикт присяжных, 19 мая признавших четырех спецназовцев ГРУ невиновными. Это был уже второй оправдательный вердикт Ульману, Воеводину, Калаганскому и Перелевскому - первый был вынесен в том же суде в апреле прошлого года. Защитник потерпевших Людмила Тихомирова считает, что ошибки были допущены судом уже на стадии формирования коллегии присяжных заседателей. Вопреки просьбам защиты, среди присяжных не было ни одного представителя народов Северного Кавказа.
Нет сомнения, что правосудие должно быть одинаково строгим как для боевиков, так и для военнослужащих, преступивших закон. В том числе и в деле Ульмана. Именно с такой точкой зрения вчера согласился председатель правительства Чеченской Республики Сергей Абрамов.
- Учитывая, что капитан Ульман и его сослуживцы совершили свое деяние против граждан России, нужно быть к ним очень строгими и объективными, - считает Абрамов.
По сообщению РИА "Новости", президент Чечни Алу Алханов пообещал добиваться судебного рассмотрения "дела Ульмана" без участия присяжных заседателей. Информация о том, что потерпевшие по "делу Ульмана" направили президенту Чечни и председателю Госсовета республики Таусу Джабраилову письмо с просьбой содействовать рассмотрению дела профессиональными судьями, появилась в СМИ 16 июня. Сообщалось, что авторы письма считают присяжных из Южного федерального округа необъективными и негативно настроенными по отношению к жителям Чечни.