01.09.2005 01:00
    Рубрика:

    Павел Бородин: Союзное государство обладает мощнейшим потенциалом развития!

    И это наглядно продемонстрирует Первый белорусско-российский экономический форум

    - Павел Павлович, начнем с форума. Какие задачи преследует предстоящий форум, кто примет в нем участие?

    - Форум проводится при активной поддержке правительств и парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации, министерств и ведомств наших стран, администраций регионов, академий наук. Соответственно, участие в нем примут руководители правительств и парламентов Беларуси и России, руководители министерств экономики и торговли, финансов, транспорта, таможенных органов, а также известные белорусские и российские ученые. На форуме пойдет разговор и о Конституционном акте Союзного государства, его важности для развития торгово-экономического сотрудничества наших стран, а также о едином платежном средстве, о формировании общего правового пространства, о проблемах трудовой миграции. В повестку дня форума вынесены наиболее актуальные вопросы, касающиеся союзного строительства.

    - Нашим читателям известно, что первоначально планировалось провести первый белорусско-российский экономический форум в феврале 2005 года. Скажите, почему он был перенесен?

    - Вообще-то сама идея проведения форума родилась давно, но пока реализовать ее не удавалось. Проводились фестивали, "круглые столы", научные конференции, семинары, выставки, а форума - наиболее представительного собрания - до сих пор не было. Да, планировалось провести форум в феврале 2005 года, но из-за сложностей финансирования в связи с затянувшимся согласованием союзного бюджета его проведение было перенесено на сентябрь. Было признано целесообразным совместить проведение очередного заседания Совета Министров Союзного государства, Российской национальной выставки в Минске и первого белорусско-российского экономического форума.

    - Совмещение по срокам и месту проведения столь крупных мероприятий Союзного государства нельзя не признать, во всяком случае, с точки зрения журналиста, удачным ходом. Это продуманное решение или так получилось случайно?

    - Масштабные мероприятия, запланированные на начало сентября в Минске, станут крупным вкладом в единение наших народов. На первый взгляд мероприятия столь высокого уровня будут проходить в одном месте и в одно время почти случайно. Однако за этим совпадением просматриваются вполне определенные закономерности. И главная из них - в том, что как никогда прочны межгосударственные связи, отражающие высокий уровень интеграции наших стран. Первый белорусско-российский экономический форум призван продемонстрировать: Союзное государство уже существует и действует, а белорусы и россияне живут в едином экономическом пространстве.

    - А какие факты об этом прямо свидетельствуют?

    - Пожалуйста, вот вам очевидные факты, которые, кстати, я уже неоднократно приводил, и никто их не может опровергнуть: топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный - на 85, сельскохозяйственный - на 65, строительная индустрия - на 80 процентов. У России и Беларуси общая Государственная граница, самый большой взаимный товарооборот на всем постсоветском пространстве. Активно развиваются военное и военно-техническое сотрудничество, взаимодействие ФСБ России и КГБ Беларуси, таможенных и пограничных служб наших государств. В производственной и научно-технической области разрабатываются и успешно реализуются несколько десятков совместных российско-белорусских программ. Причем приоритет отдан развитию современных наукоемких технологий. Так, совместными усилиями российских и белорусских специалистов развиваются современное дизельное автомобилестроение, карьерный транспорт, создается элементная база для электроники, мощных отечественных суперкомпьютеров, развиваются лазерные технологии в медицине и других сферах. В аграрно-промышленном комплексе решаются задачи создания машин для возделывания и переработки льна, картофеля, выпуска качественных молочных продуктов. Большое значение имеет программа развития самолетостроения.

    - Какие из союзных программ, с вашей точки зрения, наиболее успешны и перспективны?

    - В качестве одного из примеров эффективности нашего партнерства в области высоких технологий можно привести создание мощного суперкомпьютера "СКИФ". Он включен в мировой рейтинг самых высокопроизводительных компьютерных систем. До настоящего времени лишь немногие страны мира обладали собственными суперкомпьютерными технологиями. И вот теперь в их число вошло Союзное государство. Создание "СКИФ К-500" повышает международный престиж России и Беларуси, способствует интенсивному развитию промышленности, науки и обороноспособности за счет удовлетворения потребности в суперкомпьютерных технологиях. В дальнейших планах - привлечь к этой программе другие страны СНГ, интегрировав имеющиеся наработки и опыт. Могу сказать, что проект новой научно-технической программы ("Развитие и внедрение в странах - участницах Союзного государства наукоемких вычислительных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем"), продолжающей программу "СКИФ", уже одобрен правительствами России и Беларуси и будет вынесен на рассмотрение Совета Министров Союзного государства.

    - Читатели нашей газеты знают, что Россия и Беларусь активно сотрудничают в области освоения космоса. Что нового в этом направлении совместной работы?

    - Совершенно верно, еще одним перспективным союзным проектом является недавно одобренная союзная программа "Космос Союзного государства" (официально она называется "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства"). Программа разработана совместно Российским авиационно-космическим агентством и Национальной академией наук Беларуси и рассчитана на 2004-2007 годы. Это уже вторая космическая союзная программа. Первая программа "Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации" успешно выполнена.

    Основная цель космической программы - создание конкурентоспособных космических средств и технологий на основе эффективной интеграции ракетно-космических отраслей России и Беларуси. Подчеркну, что совместная российско-белорусская работа в области освоения космоса не начинается с "чистого листа". Фактически и в этой области происходит восстановление прежних интеграционных связей. В частности, белорусское предприятие "Пеленг" никогда не прерывало своих поставок на Байконур техники, предназначенной для обеспечения запуска различных ракет-носителей и разгонных блоков. В ходе выполнения программы "Космос" будет создаваться единая система обеспечения космической информацией всех потребителей Союзного государства. Для этого российскими и белорусскими учеными разрабатывается более 20 новых образцов техники космического назначения. Скажу также, что уже через полгода с космодрома Байконур с помощью российской конверсионной ракеты-носителя "Днепр" может быть запущен в космос первый белорусский спутник "БелКА".

    - Очевидно, что на экономическом форуме будут демонстрироваться результаты союзных программ. Что еще будет на форуме?

    - Да, на экономическом форуме и в рамках Национальной выставки России в Минске будут представлены конкретные результаты эффективной совместной деятельности. Кроме презентации результатов совместных программ, состоятся деловые встречи, пройдут "круглые столы", симпозиумы, семинары по вопросам экономической интеграции, в которых примут участие руководители белорусских и российских регионов, крупные хозяйственники, известные ученые.

    - Успехи в экономическом взаимодействии наших братских государств бесспорны, не видеть их может только очень предвзятый и негативно настроенный по отношению к союзному строительству наблюдатель. А вот как обстоят дела с интеграцией в политической сфере?

    - Напомню, что на апрельском заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства президентами наших стран было жестко сказано, что союзное строительство не сводится лишь к экономической интеграции, что необходимо последовательно решать и политические задачи. Это прежде всего принятие Конституционного акта Союзного государства, создание полноценных органов законодательной, исполнительной и контрольной власти, делегирование полномочий государств - участников Союзного государства союзным структурам. Это также унификация нормативно-правовых актов и формирование единого правового пространства, обеспечение равных прав граждан Беларуси и России как граждан Единого Союзного государства. Обо всем этом откровенно говорили президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко на своих встречах в этом году.

    - Кстати, есть ли, как говорится, подвижки в области обеспечения равных прав граждан?

    - Завершается работа над проектами четырех социально значимых соглашений: о порядке оказания медицинской помощи, о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, о принципах налогообложения доходов граждан, а также о свободе передвижения и выбора места проживания. Шестого сентября в Минске на заседании Совета Министров Союзного государства эти соглашения должны быть подписаны главами белорусского и российского правительств.

    - Помимо социальной значимости, эти соглашения ведь имеют и экономическое измерение...

    - Конечно, решение этих вопросов, несомненно, окажет положительное влияние, в частности, на формирование общего рынка труда и капитала, на оптимизацию трудовой миграции. Союзные производственные программы важны не только для развития экономической интеграции и повышения научно-производственного потенциала Беларуси и России, но и в социальном плане. Реализация союзных программ обеспечивает рабочие места для многих сотен тысяч белорусов и россиян, дает уверенность в завтрашнем дне гражданам наших стран-соседей, обеспечивает их будущее. Мы ведь, по существу, суперсамодостаточны! Союзное государство обладает мощнейшим потенциалом развития. И это наглядно продемонстрирует, в частности, первый белорусско-российский экономический форум.

    - Какие еще вопросы внесены в повестку дня заседания Союзного Совмина шестого сентября?

    - Заявлено более 20 вопросов. В основном будет решаться судьба производственных и научно-технологических программ. В частности, будут подведены итоги выполнения программы производства оборудования для получения качественной молочной продукции. Планируется обсудить проект научно-технической программы разработки и создания нового поколения изделий СВЧ-электроники, оптоэлектроники и микросенсорики для радиоэлектронных систем, программу по развитию дизельного автомобилестроения до 2008 года. Отдельной строкой заявлен вопрос о регулировании отношений собственности Союзного государства, а также о формировании единого научно-технологического пространства. Намечено утвердить новое положение о премиях Союзного государства в области литературы и искусства. Будут обсуждаться мероприятия, посвященные 10-й годовщине Дня единения народов Беларуси и России: этот праздник в следующем году планируется отметить с размахом.

    - Одним из перспективных союзных проектов является проект создания мощного транспортного коридора из Западной Европы через Беларусь и Россию в Юго-Восточную Азию. Вы по-прежнему убеждены в его высокой эффективности и необходимости для Союзного государства?

    - Идея строительства транспортного коридора из Европы в Азию через Беларусь и Россию очень перспективна. Я считаю, что это проект номер один для развития Союзного государства. Ведь сегодня ежегодный товарооборот между Европой и Азией составляет около 600 миллиардов долларов. Объем грузопотока только между Европой и странами Юго-Восточной Азии - более 250 миллиардов долларов ежегодно. Это миллиарды тонн грузов. Они идут преимущественно морским путем (через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море). Товарооборот постоянно увеличивается и будет, по прогнозам специалистов, и в дальнейшем возрастать.

    - А при чем же здесь сухопутный евразийский транспортный коридор?

    - Так ведь пропускная способность Суэцкого канала ограничена. Вообще морской транспорт имеет некий предел грузоперевозок (по количеству судов, по тоннажу). К тому же путь из Азии в Европу через Беларусь и Россию намного быстрее и дешевле, чем по морям и океанам. Поэтому у нас есть возможность получать колоссальные деньги от транзита грузов. Россия в последнее время ежегодно получает от переброски зарубежных товаров по ее территории один миллиард долларов. Много это или мало? Сумма вроде бы внушительная, однако ежегодные транзитные доходы Советского Союза составляли 15 миллиардов долларов. Другими словами, и Россия, и Беларусь могут значительно увеличить свои транзитные доходы.

    - Это же и рабочие места для наших граждан...

    - Строительство транспортного коридора - это долговременная программа занятости для сотен тысяч человек в Беларуси и России. Ведь транспортный коридор в наше время - не просто автодорога и железнодорожная ветка, это совокупность целой сети и автомобильных, и железных дорог, и линий электропередачи, и газопроводов, и всей сопутствующей инфраструктуры: заправочные станции, автомастерские, терминалы, гостиницы, пункты питания. Это в конце концов целые поселки и города. Помните, у знаменитого русского драматурга Александра Островского есть пьеса, где два купца размышляют о том, выгодно ли вкладывать деньги в постройку "чугунки" - железной дороги? В конце дискуссии один из купцов делает вывод: "Я бы капиталом как рассудил - строить трактиры и дворы постоялые, а то и дома доходные вдоль дороги-то. Люд "чугункой" кормиться будет, оседать по ней, им есть, пить и спать надо ведь. Вон в Верхнем Низовске как "чугунку" строить стали, так одних мастеровых пять тыщ нагнали. А как вагоны туда-сюда погонят, так народу еще больше станет"... Строительство транспортного коридора может стать локомотивом для экономики Союзного государства. Но и здесь необходимо принять политическое решение.

    - Известно, что, несмотря на очевидные преимущества объединения Беларуси и России, все еще существует определенный скептицизм в отношении перспектив Единого Союзного государства. Что вы можете сказать в этой связи?

    - Я возглавляю Постоянный Комитет - исполнительный орган Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства, то есть занимаюсь конкретными делами. Сфера моей ответственности - прежде всего экономика. Впрочем, как известно, "политика - это концентрированное выражение экономики". Именно экономика диктует свои правила игры, и политикам никуда от этого не деться. Я не сомневаюсь в успехе объединения наших братских народов. Неоднократно говорил и повторю еще раз: убежден, что в перспективе восстановится единство всего постсоветского пространства.

    - На чем основана такая твердая уверенность?

    - Дело в том, что движущей силой интеграции, с моей точки зрения, являются макроэкономические законы. Современные экономисты утверждают: в наше время внутренний рынок должен состоять не менее чем из 300 миллионов потребителей. Это фундаментальный макроэкономический закон; только тогда действительно эффективно работает рынок, успешно развиваются все отрасли экономики, в том числе автомобилестроение, самолетостроение, кораблестроение и другие мощные комплексы. Если нет 300 миллионов жителей, значит, каких-то отраслей просто не будет, значит, неизбежна определенная однобокость экономической структуры. Конечно, в условиях глобализации и всеобщего обмена пока можно существовать и так, но динамично развиваться и обеспечивать своим гражданам достойную жизнь - нет. Вот почему объединяется Европа, вот почему между США и Канадой практически нет границ. Сегодня объединяются в союзы и государства Азии, и Африки, и Латинской Америки. Все объединяются, и это - следствие макроэкономических законов. Поэтому на постсоветском пространстве новые независимые государства неизбежно будут, по крайней мере экономически, объединяться. В перспективе обязательно восстановится единство всего постсоветского пространства. Могут остаться президенты, гербы, гимны, флаги, другие атрибуты суверенитета, но экономическое единство будет восстановлено - это лишь вопрос времени.

    - А факторы политические и международные вы учитываете? Возможно, именно они не дают в полной мере реализоваться потенциалу интеграции?

    - Любой союз суверенных и независимых государств строится непросто. Да, здесь уже вступают в силу законы политики; как гласит другое высказывание того же классика на тему диалектики экономики и политики, "политика не может не первенствовать над экономикой". Евросоюз, к примеру, строится уже 40 лет, и ведь процесс европейской интеграции далеко не завершен. Известно, что существуют разные точки зрения и подходы к европейской интеграции на международной арене. Мы в нашем белорусско-российском Союзе во многом идем путем Евросоюза, что обусловлено, видимо, едиными закономерностями интеграции.