Окончательно поняв, что местный бюджет такую нагрузку не потянет, власти города обратились за помощью к землякам. И те, кому действительно надоело бездорожье, откликнулись оперативно. Число добровольных вкладчиков на ремонт дорог уже составляет 131. Свои взносы от 5 тысяч до 100 рублей сделали предприятия, частные предприниматели и обычные граждане. А общий размер своеобразного народного дорожного фонда достиг 609 тысяч рублей.
Конечно, собранных денег все равно не хватит, чтобы решить все дорожные проблемы. Ежегодно на это требуется 18 - 19 миллионов рублей. В этом году удастся получить 11,4 млн. рублей. 10 миллионов уже поступили из областного бюджета на транзитную дорогу на Рязань. На свои дороги городу из-за крупных долгов за коммунальные услуги удалось наскрести по сусекам только 1,4 млн. рублей вместо 5,4 млн. рублей, запланированных в бюджете. Так что при таком голодном пайке более полумиллиона рублей добровольных пожертвований - весьма существенное подспорье.
Три года назад на дороги уже скидывались руководители промышленных предприятий Гусь-Хрустального. Создали единый фонд. Предполагалось, что основной его задачей будет ремонт городских дорог. Но выяснилось, что часть денег расходуется не по назначению, и инициатива заглохла.
- На этот раз, - убежден заместитель главы города Владимир Родионов, - такой проблемы не возникнет. В первую очередь приведем в порядок проезжую часть, по которой ходят автобусы, и участки дорог близ социальных объектов - школ и больниц. Впрочем, этот вопрос будет обсуждаться с депутатами горсовета. И они будут решать, куда направлять собранные народные средства.
Кстати, точная протяженность городских дорог властям Гусь-Хрустального пока неизвестна. Сейчас ведется их учет и паспортизация. Она, как сообщил заместитель главы, выявила очень много неучтенных, бесхозных трасс. Когда-то они находились на балансе предприятий, а потом оказались брошенными.
Зато хорошо известна протяженность сети территориальных дорог общего пользования - 5242 километра. Но проблемы и у них те же, что и у внутригородских.
Ежегодно требуют ремонта около 800 километров, ремонтируются же всего 20 - 30 километров, а в этом - даже 10. Средств областного бюджета в основном хватает только на содержание, которое включает и ямочный ремонт, да и то не в полном объеме. Оно и понятно: на все дорожные работы выделяется 500 миллионов, а только на содержание необходимо 800 миллионов рублей.
- А может быть, стоило инициативу гусевцев распространить и на всю область? - поинтересовался ваш корреспондент у Валерия Игнатова, исполняющего обязанности директора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации области.
- Боюсь, платежеспособность населения такая низкая, что это вряд ли получится. Из-за дороговизны битума и электроэнергии укладка 1 километра дорожного ковра в среднем стоит 2,5 млн. рублей. Так что денег, собранных гусевцами, едва хватит на 300 метров. Инициатива хорошая, но, на мой взгляд, малопродуктивная.