Четыре культурные столицы, где всегда, по его мнению, "решалось многое в искусстве". Почетным покровителем культурной акции выступает Кофи Аннан, а спонсорство обеспечил банк Credit Suisse, отчего турне получило название The Credit Suisse Tour 2005.
На пресс-конференции Валерий Гергиев напомнил присутствующим историю создания Оркестра, организованного в 1995 году по случаю 50-летия ООН. Вера его создателя сэра Шолти в миротворческую силу музыки задала терпкий миссионерский дух этому, мягко говоря, нестандартному с музыкантской точки зрения предприятию. Суть оркестра сводится к тому, чтобы привлекать внимание к идее интернационального объединения, примером которому может служить сборная музыкантов, представляющих разные страны мира - от Чикаго до Южной Африки. За три-четыре дня, отведенных на репетиции, появляется программа, исполнительский уровень которой вряд ли может претендовать на законченные интерпретации, но доказывает способность музыкантов достигать согласия, минуя все преграды идеологии, языков и различной ментальности. Гергиев после лондонских репетиций нынешней программы оценил ее результаты как "неправдоподобные" и "изумительные".
Впечатление от московского концерта, состоявшегося вслед за прокатом программы Турне-2005 в Royal Albert Hall в Лондоне и в зале Берлинской филармонии, оказалось менее однозначным. Главным козырем концертной афиши стала мировая премьера сочинения "Helix" современного финского композитора и дирижера Эса-Пека Салонена, написанного специально для этого турне и посвященного Оркестру мира, Гергиеву и окончанию Второй мировой войны. Интерпретация девятиминутного опуса, замешанного на ассоциациях со знаменитыми ритмическими остинато "Болеро" или "Ленинградской симфонии", в наглядной форме продемонстрировала абсолютное единение оркестра. Сложнейшие наслоения ритмов, не стыкующихся у разных групп инструментов, Гергиев расчистил с узнаваемым энтузиазмом, доведя звучание запутанной фактуры до ясности геометрического порядка шахматной доски.
Остальная часть программы строилась по вкусу первого маэстро оркестра - сэра Шолти. Оперные увертюры - к "Вильгельму Теллю" Россини и "Нюренбергским мейстерзингерам" Вагнера, популярные симфонические сочинения Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна" и "Шехеразада" Римского Корсакова. Судя по программе, вкусы прошлого и нынешнего маэстро Оркестра сильно совпали. Конечно, "Шехеразада" - коронный номер родного гергиевского коллектива - оркестра Мариинского театра, в исполнении Оркестра мира не сверкала такими же эффектными, "бенефисными" соло духовых и скрипки, а вагнеровская увертюра звучала "крупноблочно", развертывая все возможные акустические ресурсы гимнообразной музыки. Зато "Фавн" Дебюсси был импрессионистичен до предельной черты: и в своей гипнотической истоме, и в почти визуальных всплесках звука. Публика особенно оживилась на "бисовой" пьеске Коутса, стилизовавшего мелодии Штрауса. Этой "конфеткой" из репертуара Лондонского симфонического оркестра московская часть евразийского турне благополучно завершилась.
2 сентября музыкальная сборная мира будет играть уже в Запретном городе Пекина, где концерт услышат сотни миллионов людей. Это должно стать очередным доказательством очевидного: искусство остается единственной заветной зоной в мире современной экстремальной цивилизации.