Новый политический год по своему накалу не должен уступить предшественникам. Не самые легкие времена ожидают многие политические партии, которые до конца года должны укомплектовать ряды в соответствии с законодательством. Многие оппозиционные силы активизировались с приближением выборов в Мосгордуму. И, конечно же, все ждут ответа на вопрос - кто станет преемником президента в 2008 году? Что ждать от нового политического сезона? На этот вопрос "РГ" отвечают эксперты.
Игорь Бунин, генеральный директор Центра политических технологий:
- Не сделан главный политический выбор - станет избираться преемник или же президент пойдет на третий срок. Вспомните Акаева, когда он долго молчал, не заявляя о каких-либо планах, а в результате люди вышли на улицу и устроили бучу, из-за которой Киргизия чуть не развалилась. Понятно, что Кремль такой сценарий считает невозможным. Но тогда в ближайшие 4-6 месяцев должен быть сделан окончательный выбор. Пока что, на мой взгляд, основным является сценарий преемника.
Когда он будет точно выбран, вся структура должна выстроиться в соответствии с этой стратегией переходного периода. Первые наметки стратегии уже есть, но они окончательно не оформлены. В первую очередь это проявляется в замораживании различных решений. Государство старается все смягчить - реформы проводятся медленно и точечно. Ценой их задержки появляется больше возможностей для спокойной передачи власти от президента к его преемнику. При этом к преемнику существуют определенные требования. Для начала он должен быть приемлем для всей питерской элиты. И в то же время совместим с элитой 90-х годов.
Но по-прежнему перед нами маячит и стратегия третьего срока. Как мне кажется, все политические силы будут подстраиваться под выбор сценария. И "Единая Россия", и оппозиционные силы. Если, например, Владимир Путин решает по "просьбам" населения остаться, то у последних появляется очень хорошая мишень. Если решения не будет очень долго, то элиты станут проявлять больше энергии и постепенно выходить из того ступора, в котором они находились после парламентских выборов.
Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
- Новый сезон будет насыщен политическими событиями, поскольку начинается подготовка к новому избирательному циклу. Особенно активизируются партии, которым в ближайшем будущем предстоит проходить перерегистрацию, и сейчас все будут активно добирать свою численность до необходимых 50 тысяч человек.
Предстоят выборы в Мосгордуму. Для многих политических сил они станут пробой собственных возможностей. Особенно это касается демократических правых сил - пойдет вопрос об объединении, хотя с большой вероятностью ничего не получится, но какого-то общего списка кандидатов ждать можно. Окончательно станет понятно и отношение Кремля к команде Юрия Лужкова.
Государственная Дума продолжит реализовывать задачи, поставленные еще весной президентом в Послании Федеральному собранию. В частности, будет законодательно оформлена последняя инициатива, связанная с новой системой избрания губернаторов, согласно которой во главе регионов будут вставать лица из числа партии, победившей на выборах в местные законодательные органы власти, или лидеры коалиций.
Кроме того, депутаты примутся и за те положения, до которых не дошли руки. Можно ожидать, что нижняя палата парламента одобрит ряд законов, направленных на борьбу с коррупцией. Но какие бы инициативы ни принимались, непопулярных среди них не будет. Все, что может взбудоражить население, окажется заморожено. Как показатель можно взять закон о местном самоуправлении.
Определенный отпечаток на российскую политическую жизнь наложит и председательство России в "большой восьмерке". Это весьма ответственное событие особенно для Владимира Путина. Внутри и вне страны обязательно найдется масса сил, которые постараются помешать проведению в Санкт-Петербурге саммита организации. Думаю, это будет самое серьезное испытание для главы государства. Например, те же японцы могут вдруг не приехать на встречу из-за нерешенного вопроса Курильских островов.
Если саммит пройдет успешно без каких-либо нареканий со стороны Запада, то можно будет точно говорить о начале избирательного цикла. К тому времени Владимир Путин, наверное, уже должен будет окончательно определиться с кругом потенциальных преемников.
Что касается Северного Кавказа, то он был и еще долго будет оставаться нашей большой проблемой. Теракты продолжатся, силовики будут проводить спецоперации, нам будут демонстрировать убитых лидеров боевиков. Но какой-то четкой политики, способной остановить негативные процессы в регионе, мы так и не увидим.
Сергей Марков, директор Института политических исследований:
- Будет все то же самое, но проявится рост внутреннего напряжения, связанный с тем, что политику станет определять целый ряд противоречий.
Начнет разворачиваться борьба за модель преемника: останется ли в какой-то роли Владимир Путин, будет правление коллективным или же вся полнота власти отойдет к новому президенту, а Путин уйдет в партию или парламент.
В социально-экономической политике продолжится работа по подготовке и проведению реформ, но она будет сопровождаться страхом перед возможными социальными волнениями, подобными тем, что произошли из-за реформы льгот.
Власти станут жестко бороться за сохранение политической стабильности внутри страны. При этом разные силы станут разворачивать проекты кризиса в России, чтобы организовать впоследствии "оранжевую революцию". В первую очередь этим займутся наши граждане, проживающие за границей.
Во внешней политике важным моментом будет борьба за влияние на постсоветском пространстве. Это будет, я бы сказал, парад проектов. Сейчас под влиянием Польши и США формируется альтернатива СНГ. Но наиболее острая схватка развернется за Белоруссию, поскольку тот, кто будет доминировать в Украине и Белоруссии, будет доминировать и в России.
Продолжится взлет молодежной политики. Здесь мы видим, что происходит политизация молодежи, причем многие проекты начнут создаваться снизу, но непонятно, состоятся ли они. Социологи говорят, что в молодежных кругах сейчас происходит наиболее активное формирование гражданской позиции. И молодежь может сыграть решающую роль в проведении сценария "оранжевой революции".