На что министр финансов Алексей Кудрин возразил: "С каждого доллара после 26 долларов за баррель на нефть марки Urals доход компаний возрастает на 10 центов". Юрий Трутнев остался при своем мнении. Очевидно, продолжение этого разговора не за горами. Тем более нефть бьет рекорды не только на мировых рынках, но и в России. Если цена "черного золота" перевалила уже за 70 долларов за баррель, то российская экспортная пошлина на него может уже в октябре приблизиться к 179 долларам за тонну.
Корреспондент "РГ" обратилась за комментариями к эксперту независимого аналитического фонда "Центр развития" Ольге Березинской, которая специализируется на этих вопросах. Отчасти она согласна, что повышение налоговых платежей от экспортных поступлений вовсе не означает, что нефтяной бизнес понесет убытки. Однако своеобразие сегодняшней налоговой системы состоит в том, что с ростом мировых цен прибыль российских нефтяных компаний не только не растет, но даже уменьшается. Но экспортная пошлина не является главной проблемой российской нефтянки. Ее губит размер и порядок уплаты другого налога - налога на добычу полезных ископаемых. Он напрямую зависит от мировых цен на нефть, но уплачивается не только с объема экспортируемой нефти, но также и с объема нефти, который перерабатывается в нефтепродукты, реализуемые потом российским автовладельцам.
"Как показывают расчеты, - продолжает Ольга Березинская, - если объем экспорта нефти составляет менее 60 процентов ее добычи, то для компенсации роста платежей в бюджет компания вынуждена увеличивать цену на реализуемые внутри страны нефть и нефтепродукты. Таким образом, в государственную казну перечисляются не только "экстрадоходы" нефтяных компаний, полученные ими благодаря росту мировых цен. Часть налоговых платежей, по сути, оплачивают российские потребители нефтепродуктов. И рост цен на бензин даже при его избытке (производство нефтепродуктов в этом году значительно увеличилось) - лишнее тому подтверждение". Судя по всему, бензин будет дорожать и дальше.
Возникают проблемы и внутри отрасли, которая теряет шансы на дальнейшее развитие. Плоская шкала налога на добычу полезных ископаемых - все платят одинаково много независимо от характеристик скважин - не дает стимулов для рационального природопользования. Этот налог, считает Березинская, создает такую ситуацию, когда постепенная, рациональная, бережная, наконец, разработка скважин также экономически невыгодна. И чему удивляться, что нефтедобывающие предприятия, пользуясь высокими ценами на нефть, просто "открывают задвижку", стараясь "взять от жизни все". Здесь можно сколько угодно говорить красивых слов о патриотизме, об интересах будущих поколений, все впустую. Мораль бизнеса - категория экономическая. Не выгодно заниматься нефтеразведкой и разработкой новых месторождений, бизнес и пальцем не пошевелит в этом направлении. Конечно, можно его осудить за это. Но разве бизнес виноват, например, в том, что по действующему закону о недрах инвестор, рискующий своими деньгами при вложениях в геологоразведку, при открытии месторождения может и не получить лицензии на его разработку?
Экспортные пошлины на нефть были отменены в 1996 году и вновь введены три года спустя, когда мировые цены резко пошли вверх. Тогда наша Urals стоила около 14 долларов за баррель. Стартовав с 4,7 доллара за тонну, экспортная пошлина к концу 2001 года поднялась до 26 долларов. Платежи нефтяного комплекса в бюджет росли как на дрожжах (с 5,6 млрд. долларов до 16,3 млрд.). Тройной скачок! Но это было только начало. В 2002 году государство ввело новый жесткий порядок расчета и введения ставок экспортных пошлин на нефть, который действует и по сей день. Теперь они меняются каждые два месяца, а за основу берутся мировые цены на российскую нефть за два предыдущих месяца. Второй сюрприз 2002 года - налог на недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть были заменены на налог на добычу полезных ископаемых. Причем ставка НДПИ рассчитывается на основе мировой стоимости нефти и не зависит от цены реализации. Для бюджета это было манной небесной. 2002 год надолго запомнится нефтяникам. Было в нем и радостное - ставку налога на прибыль снизили до 24 процентов, были и огорчения - ликвидирована инвестиционная льгота, что еще больше сузило возможность вкладывать собственные средства в развитие бизнеса. Безусловно, налоговые платежи в бюджет выросли до 19,7 млрд. долларов. А вот инвестиции в основной капитал, которые последние три года давали стабильный рост, пошли на убыль. Это был первый тревожный звонок, на который, увы, власть не обратила внимания. Хотя уже тогда было понятно, нельзя бесконечно доить "нефтяную корову", не давая ей при этом полноценный корм.
Следующие два года нефтяники сохраняли оптимизм. Его питали планы строительства новых трубопроводов, которые активно начали обсуждать в правительстве. "Эти проекты, - объясняет Ольга Березинская, - позволили бы активно разрабатывать новые месторождения на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, сократить потери, связанные с экспортом нефти через страны Восточной Европы. Открывался путь и на рынки стран Тихоокеанского региона и США". Нефтяники предлагали построить трубопроводы самостоятельно или снабдить государство деньгами. В обмен они рассчитывали на приоритетный доступ к трубопроводам и на основе специального соглашения стабильные долгосрочные тарифы на прокачку нефти, что позволило бы окупить вложения". Приводились и аргументы. По расчетам нефтяников, добыча нефти к 2007 году, когда будут запущены новые нефтепроводы, увеличится на 25 процентов. Правда, у минэкономразвития был более скромный прогноз - всего 10 процентов. И проекты новых нефтепроводов "положили под сукно".
К концу 2004 года налоговая нагрузка уже составила 45,6 процента выручки от реализации и 62,5 процента от прибыли. Это сразу же аукнулось снижением роста добычи нефти.
"В первом полугодии 2005 года он составил всего 2,7 процента, - подводит итоги Ольга Березинская. - Что немедленно сказалось и на темпах роста промышленности, которая прибавила лишь 4 процента. По нашим оценкам, в 2001-2004 годах нефтедобыча обеспечивала 1,2-1,5 процента общего прироста выпуска национальной промышленностью". Поэтому, считает эксперт, целесообразность действующей налоговой системы, тормозящей рост российской нефтянки и провоцирующей увеличение бензиновых цен, как минимум сомнительна.