Мошенники наживались на изготовлении памятников ветеранам ВОВ

Согласно федеральному закону "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года и постановлению правительства РФ "О нормах расхода денежных средств на погребение умерших или погибших военнослужащих" от 5 мая 1994 года, погребение ветеранов Великой Отечественной войны должно осуществляться за счет государства. Чтобы реализовать эти законодательно-нормативные акты на территории Воронежской области, военный комиссариат провел тендер среди фирм, оказывающих ритуальные услуги населению. Конкурс выиграло общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Примма", имевшее в области сеть филиалов.

В какой-то момент от жителей Павловского района (в основном - родственников погребенных ветеранов), где также имелся в статусе самостоятельного юридического лица филиал фирмы, стали поступать жалобы в Управление по налоговым преступлениям ГУВД Воронежской области. Жалобы в большинстве своем касались определенного периода - с 1999-го по 2000-й год - работы филиала, когда должность его директора занимала Лилия Ворсобина. Нашлись в районе люди, которые, ознакомившись с законодательством, пришли к выводу, что похоронных дел мастера обманывают одновременно и своих клиентов, и государство. В частности, выдают акриловые памятники за каменные.

Проверка, проведенная оперативниками, показала, что подозрения были не напрасны. Работники фирмы предоставляли услуги на одну сумму, а к оплате в областной военкомат (распорядитель средств Минобороны на территории региона) предоставляли счета с другими, завышенными, цифрами. Только один пример. Согласно "смете" погребения ветерана Великой Отечественной войны, захороненного в Воробьевском районе, фирма затратила на покупку памятника, изготовленного из натурального камня (согласно федеральному законодательству, только такой памятник и может быть установлен на могиле ветерана) 2030 рублей, на его доставку - 660 рублей, на установку - 600, на гравировку знаков и надписи - 700, и наконец вставка фото обошлась в 254 рубля. В ходе проверки выяснилось, что памятник был сделан не из натурального камня, а из акрила (стоимость - 1500 рублей), к тому же на нем не было ни портрета, ни гравировки. "Сэкономив" таким образом бюджетные средства, в Павловском филиале фирмы получили незафиксированную в документах "сверхприбыль" в размере 1484 рубля.

По словам начальника Управления по налоговым преступлениям ГУВД Воронежской области Андрея Михайлова, руководство филиала просто-напросто воспользовалось неосведомленностью людей: "Сами знаете, какие доходы на селе, а похороны - дело дорогостоящее, поэтому люди были рады любому памятнику. Тем более, что по внешнему виду акрил очень похож на черный мрамор. Обман открывается просто: достаточно постучать по памятнику - слышно, что внутри он полый".

География деятельности Павловского филиала фирмы достаточно обширна - Ворбьевский, Подгоренский, Бутурлиновский, Бобровский районы. Надо сказать, что доход от установки псевдокаменных надгробий шел в карманы "тружеников" не напрямую, а в виде разного рода премий - за успешно развивающийся бизнес.

За два года Павловский филиал установил около 650 надгробий, часть из них сделаны по-честному. Уголовное дело же было возбуждено только по 38 эпизодам, в каждом из которых речь шла о хищениях от 450 до полутора тысяч рублей. Эпизодов могло быть значительно больше, однако не всегда сумма причиненного ущерба "тянула" на состав преступления. Дело в том, что по закону она должна быть не меньше пяти минимальных размеров оплаты труда (на тот период МРОТ составлял чуть более 80 рублей). Одним словом, ущерб менее 450 рублей остался вне поля зрения следствия.

Таким образом, директору Павловского филиала ООО "Фирма "Примма" Ворсобиной (уволилась задолго до начала следствия) было предъявлено обвинение по ст. 159 ч.2 УК РФ "Хищение чужого имущество или приобретение прав на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенного лицом с использованием своего служебного положения". Ворсобина отказалась сотрудничать со следствием и давать показания - воспользовалась правом, гарантированным статьей 51 Конституции РФ, не свидетельствовать против себя и своих близких.

За это мошенничество полагается наказание в виде штрафа от 700 до 1000 МРОТ (70-100 тысяч рублей), либо в размере зарплаты за период от семи месяцев до года, либо лишение свободы на срок от двух до шести лет со штрафом до 50 МРОТ (пять тысяч рублей). Однако Ворсобина, по всей видимости, будет освобождена от наказания - по амнистии, объявленной уже после того, как были совершены махинации с бюджетными средствами. Сейчас этот вопрос решается в прокуратуре.

По мнению Андрея Михайлова, нельзя говорить, что оперативники и следователи зря потратили время: "В области много коммерческих и муниципальных предприятий, занимающихся похоронным делом, теперь их руководители будут знать, что мошенничать на погребении - себе дороже. Рано или поздно тайное станет явным. К тому же после случая в Павловском районе правоохранительные органы уделяют этому бизнесу повышенное внимание".