1200 квартир вернули офицерам
Прямая речь |
Александр Савенков, заместитель Генпрокурора РФ, главный военный прокурор, генерал-полковник юстиции:
- Причиной распространенности нарушений закона при реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" явилось прежде всего отсутствие надлежащего контроля со стороны центральных органов военного управления. Причем такая ситуация сложилась не только в минобороны, но и в МЧС, и во внутренних войсках МВД России. По сути, решения о выделении государственных жилищных сертификатов принимались на основе представляемых с мест документов, не всегда содержащих достоверную информацию, которые представлялись командирами войсковых частей, их жилищными комиссиями и работниками квартирно-эксплуатационных органов по своему усмотрению. При этом зачастую в списки на выделение ГЖС необоснованно включались лица, уже имеющие жилье, не подлежащие увольнению, а иногда и те, кто не имел никакого отношения к военной службе. Вот лишь некоторые результаты нашей совместной с командованием и военной контрразведкой работы за последние полтора года.
Проверено свыше 60 с половиной тысяч фактов выдачи и реализации сертификатов, вскрыто более 10 тысяч нарушений законов. Возбуждено свыше 130 уголовных дел, из которых более 80 уже направлены в суд, осуждены 62 человека, среди которых 34 старших офицера.
Мерами прокурорского реагирования освобождены свыше 1200 незаконно удерживаемых квартир и еще около 4000 командованием в ходе реализации информации, полученной от военных прокуроров, в государственную казну возвращено 75 миллионов рублей. Сейчас начинает набирать обороты программа обеспечения военнослужащих жильем с использованием ипотечного кредитования. Исходя из опыта работы с государственными жилищными сертификатами нами внесен целый ряд предложений командованию, направленных на предотвращение нарушений закона при реализации новой программы. Со своей стороны все военные прокуроры ориентированы на активную работу по надзору и в этой сфере.
Подробности |
Как обналичить чужую собственность
Программа государственных жилищных сертификатов - попытка минобороны и прочих силовых ведомств в условиях рынка, но на казенный счет решить
самый болезненный для офицеров вопрос - квартирный. Ну не может Родина выделить каждому военнослужащему-контрактнику жилье. Таких нуждающихся -
свыше 170 тысяч. Поэтому служивым предложили подсуетиться самостоятельно: вот ценная бумага, вот рынок недвижимости, вот правила игры. Офицер или
прапорщик, уставший ждать положенную квартиру, уходя на пенсию, получает сертификат и в понравившемся ему городе или районе подбирает себе что-либо
подходящее. Его возможности ограничиваются лишь номинальной стоимостью сертификата и местными ценами на жилье. Зато благодаря несовершенству законодательства возможности мошенников, имеющих доступ к распределению сертификатов, резко возросли.
Примерная схема махинации проста, как автомат Калашникова. Надо всего лишь рапортом сообщить своему командиру, что ты увольняешься из вооруженных сил и желаешь получить жилищный сертификат. При этом можно "случайно" упустить такую подробность, как наличие квартиры по прежнему месту службы. И увольняться потом совсем необязательно - дескать, передумал. То есть сознательно скрыть факты, при которых выдача сертификатов не положена. Кроме того, можно, воспользовавшись правом выбора места жительства по увольнению в запас, выбрать регион с наиболее дорогостоящим жильем.
Дальше - чистая коммерция. Допустим, военнослужащий намерен поселиться в Москве. Он погашает в Первопрестольной свой сертификат, приобретает квартиру и тут же продает ее. А сам продолжает жить, как и жил, в Краснодаре или, скажем, в Хабаровске. При этом действительно нуждающиеся в жилье люди так и остаются нуждающимися - пряников на всех не хватает.
Понятно, что такая комбинация возможна только при участии лиц, особо приближенных к квартирно-эксплуатационным службам и вообще к сосцам военной власти. Потому что именно эти лица решают: дать сертификат или не дать. А если дать, то почем и сколько.
Преступники в погонах соорудили собственную вертикаль - воровскую. Снизу ее подпирали ефрейторы и прапорщики, цементировали капитаны и майоры, венчали полковники и генералы большинства центральных управлений военизированных министерств и ведомств. Эта стройная вертикаль позволила красть нагло и масштабно: при распределении и погашении 60 тысяч государственных жилищных сертификатов тысячи военнослужащих и их домочадцев остались без жилья.
Квартирьеры делят миллионы
Масштабы бедствия стали вырисовываться в ходе комплексной проверки, проведенной военными прокурорами в 2004-2005 годах. С отчетностью в воинских частях вроде было все в порядке: сколько получено сертификатов, столько и реализовано. Только бесквартирных военнослужащих не убавилось. Посмотрели персонально, кто и почему стал счастливым обладателем ценной бумаги. Вот тогда и открылись удивительные вещи.
Как сумела, например, простой ефрейтор Нерова, занимающая далеко не командную должность оператора котельной, в одночасье стать миллионершей? Не долларовой, конечно, но все-таки...
Служила она по контракту в одной из частей внутренних войск в Санкт-Петербурге. Как сказано в уголовном деле, "имела доступ к делопроизводству коммунально-эксплуатационной службы округа и пользовалась доверием различных должностных лиц". Этим доверием ефрейтор Нерова бессовестно злоупотребила: подделала документы своего жилищного дела и получила сертификат на сумму 1 миллион 440 тысяч рублей. Купила в Москве квартиру, быстренько ее продала и осталась жить в Питере. И только потом села на 2 года в исправительную колонию общего режима.
Полковнику Приймаку, заместителю командира дивизии в Спасск-Дальнем, ни к кому в доверие втираться не надо было - он сам был большим начальником: возглавлял тыл и жилищную комиссию своей войсковой части. Ему было гораздо проще, чем ефрейтору из котельной, изготовить фиктивные документы и получить жилищный сертификат на сумму 1 миллион 224 тысячи рублей. Куплю-продажу квартиры он осуществил в городе Зеленограде. После чего его осудили на пять лет и лишили воинского звания.
Но своеобразный рекорд мошенничества поставили майор Олейников и капитан Сапрыкин. Олейников служил старшим офицером квартирно-эксплуатационной службы Северо-Западного округа внутренних войск МВД РФ, а Сапрыкин возглавлял в этом же округе противопожарную службу тыла. Объединив свои служебные возможности и криминальные таланты, офицеры украли 33 миллиона 356 тысяч рублей. Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд приговорил майора к восьми годам исправительной колонии общего режима, капитана - к шести.
Таких примеров еще множество. Но где гарантия, что, когда проверочная волна уляжется, воровство не возобновится?
Не введите во искушение
Беззаконие такого масштаба могло возникнуть лишь благодаря такой же масштабной бесконтрольности.
Основной причиной сложившейся ситуации явилось отсутствие контроля со стороны должностных лиц в минобороны и других силовых ведомствах, отвечающих за реализацию жилищной политики. Ведь что получилось? По сути государственными жилищными сертификатами целиком и полностью распоряжались по своему усмотрению командиры войсковых частей, их жилищные комиссии и работники квартирно-эксплуатационных органов. Законность их деятельности долгое время никем не проверялась.
После вмешательства Главной военной прокуратуры появились не только уголовные дела и приговоры. Стала выстраиваться действенная система контроля выдачи сертификатов. Кроме того, прокуратура инициировала внесение изменений в правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. Теперь, чтобы получить ценную бумагу, надо представить перечень документов единого для всех регионов образца. Подлинность каждого документа, а также основания для выдачи военнослужащему сертификата тщательно проверяются. Контролируется прохождение платежей в банках, создана компьютерная база данных, куда занесены фамилии участников жилищной программы. Более того, каждый регион теперь четко знает, сколько сертификатов ежегодно ему будет выделено и какую сумму позволено освоить.
А через пять лет искушение сертификатами вообще исчезнет - программа рассчитана до 2010 года. Она уже плавно вытесняется военной ипотекой: всем молодым контрактникам ежегодно начисляются на личные счета деньги, на которые по окончании службы можно будет приобрести жилье.