На подобные события обычно не приглашают посторонних, по вполне понятным причинам. Но для корреспондентов "РГ" администрация СИЗО N2 сделала исключение. Мы стали свидетелями, в самом хорошем смысле этого слова, арестантского новоселья. Честно говоря, после ремонта следственный изолятор непохож сам на себя: просторные светлые коридоры, салатовые стены. А главное - исчез застоявшийся запах пота и грязного белья.
- Видите трубы наверху? Это новая система вентиляции, - объяснили корреспонденту "РГ" сотрудники изолятора.
А ведь раньше по этим коридорам ходил Штирлиц. Именно в этом отремонтированном нынче корпусе снимались когда-то "Семнадцать мгновений весны". В 70-е годы антураж "Бутырки", по мнению режиссера, лучше всего подходил для изображения застенков гестапо. Но сегодня эти коридоры и эти камеры не узнают даже самые заядлые любители фильма.
- На этой неделе закончен ремонт в корпусе следственного изолятора, - сказал корреспонденту "РГ" исполняющий обязанности начальника СИЗО N2 майор внутренней службы Алексей Петров, - новые камеры соответствуют европейским стандартам. На каждого человека приходится 4 квадратных метра, у каждого заключенного свое койкоместо. В этом году на ремонт нашего изолятора выделено 17,5 миллиона рублей. Капитальный ремонт будет продолжаться и в будущем году. В конечном итоге все камеры "Бутырки" будут отремонтированы по высоким стандартам.
Всего же заселили 65 новеньких камер. Каждая из них рассчитана на четыре человека. "Не надо думать, что это камеры для каких-то привилегированных заключенных, - сказал начальник управления Федеральной службы исполнения наказаний по Москве Владимир Давыдов. - В перспективе все следственные изоляторы будут так оборудоваться".
Пока шел наш разговор, конвой привел первых постояльцев. В первой группе новоселов выделялся худощавый арестант в синем спортивном костюме, человек пожилой, но бойкий. Поначалу он потребовал от журналистов удалиться. Но когда увидел новую камеру, заметно смягчился. "Меня зовут Геннадий Владимирович", - представился он. На вопрос, был ли судим раньше, гордо ответил: да и неоднократно!
- Сидеть здесь, конечно, можно! - сказал он, рассматривая яркие стены и новые шкафчики, - не то что в конце восьмидесятых! А я ведь в "Бутырке" еще и в семьдесят третьем сидел, вы, гражданин начальник, наверное, еще и не служили тогда? Да, тогда условия были, я вам скажу... с этими не сравнить! Нет, здесь сидеть можно! Спасибо, гражданин начальник!
Не полезли за словом в карман и другие его соседи. "Видно, что государство заботится о нас! - проникновенно сказал Роман Л., которому инкриминируют кражу. - Чувствуешь себя просто человеком, и это важно! Посмотрите, видите, как покрашены стены в светлые тона! И это тоже соответствует европейским нормам. Если в старой камере стены были темными, то здесь оранжевые. Приятно! Не обозляешься, не чувствуешь себя загнанным волком... А мне ведь есть с чем сравнить. Я недавно сидел в Белоруссии. Нет, здесь гораздо лучше!"
В перспективе точно такие же условия будут созданы во всех следственных изоляторах России. Пять лет назад в стране была запущена программа строительства и ремонта следственных изоляторов. В ее рамках на будущий год на ремонт следственных изоляторов по всей России выделено бюджетом полтора миллиарда рублей. А в этом году на ремонт всех московских казенных домов ушло 550 миллионов рублей. В итоге в будущем году в столице появится еще тысяча двести мест еврокласса для арестантов. Всего же по России в ближайшее время планируется построить новых камер на двенадцать тысяч мест. Так что процесс идет. Скажем, еще одно новоселье ожидается в другом столичном изоляторе: СИЗО N3 на Красной Пресне. Как сообщили корреспонденту "РГ" в Федеральной службе исполнения наказаний, в перспективе абсолютно все следственные изоляторы России станут неотличимы от европейских.