Насколько правы те, кто предрекает 58-летнему адмиралу кратковременное пребывание в кресле главнокомандующего, покажет время. Однако, судя по настрою Масорина и откровенности, с которой он рассуждал о проблемах ВМФ, в новой должности главный военный моряк России чувствует себя уверенно и быстро расставаться с постом явно не собирается.
Направления главных ударов
- Я не испытываю эйфории от назначения на должность главкома и понимаю, какая ответственность на мне лежит, - признался вчера Масорин.
Ответственность ответственностью, но приоритеты в развитии ВМФ новый главком менять не собирается еще минимум лет сорок. Как и следовало ожидать, к ним адмирал причислил развитие морских стратегических ядерных сил, так называемых сил общего назначения (авиация, морская пехота) и поисково-спасательных структур. "Сейчас завершается пятилетняя программа строительства флота и выработан новый план, который в ближайшее время будет подписан министром обороны", - напомнил Владимир Масорин. И тут же поразил всех откровенностью, помянув прямого начальника всуе. - У нас флот строится не так, как захочет Масорин, Иванов или Сидоров. Есть основополагающие документы, и я в первую очередь намерен следовать им.
В документах в том числе записано, что российский флот - океанский, и кое-кто расценивает это заявление как необходимость демонстрации повсюду мощи и флага нашего ВМФ. Владимир Масорин на сей высказывается осторожно: "Я половину своей службы провел в южных широтах, в частности, в Африке. Надо нам быть там? Я хотел бы, конечно, видеть флот в любых широтах, но необходимо оценивать реальность".
Но что действительно прозвучало в устах главкома как откровение, так это его взгляд на авторитет флотского командира. Статус морских начальников адмирал планирует серьезно повысить. А начнется все с изменения взаимоотношений по линии командующий - Главный штаб ВМФ.
Как практически будут выглядеть перемены, Масорин не расшифровывал, но признался, что лично намерен повернуться лицом не столько к кораблям, сколько к людям.
Догнать и перегнать Америку
После громких аварий и катастроф на море такой поворот выглядит логичным. Не случайно на представлении нового главкома президент Владимир Путин потребовал улучшить состояние ВМФ до такой степени, чтобы он "не сотрясал общественное мнение". Решение этой задачи Масорин не собирается откладывать в долгий ящик, а первым шагом на этом пути называет оснащение отечественных поисково-спасательных служб современными средствами спасения.
В конце прошлой недели эту проблему обсудили на специальном совещании в Главном штабе ВМФ. По словам главкома, там было выработано несколько направлений, по которым теперь будет строиться эта работа. В частности, флотское командование займется улучшением профессиональной учебы водолазов и операторов подводных аппаратов. Саму технику и снаряжение спасателей планируют модернизировать, а на некоторых кораблях появятся глубоководные водолазные комплексы. Все имеющиеся на военном флоте батискафы в ближайшие семь лет переоборудуют, причем первый батискаф пройдет модернизацию до 2008 года за счет налаживания специальных заводских мощностей.
- Мы хотим поднять престиж водолазной службы и авторитет водолазной школы, которая находится в Севастополе, - рассказал адмирал. - Все это должно финансироваться. При этом условии мы будем иметь прекрасных водолазов. В 50-60-е годы советская школа водолазов была передовой, но постепенно этот опыт был немного утрачен. Мы отстаем от ведущих стран в техническом отношении, но в теоретической подготовке по отдельным вопросам находимся на мировом уровне.
Погоня за зарубежными партнерами - не самоцель. Главное - сделать морскую службу максимально безопасной. И в этом, по мнению главкома, поможет закупка английского аэромобильного глубоководного аварийно-спасательного комплекса "Скорпион". После аварии батискафа АС-28 решение о его приобретении принимали на самом верху. Тем не менее в этом году комплекс на флот вряд ли попадет. Вчера Владимир Масорин подробно объяснил, почему так получается:
- Мы вышли на английскую фирму. Уже обговорены условия. Они просят 25 процентов предоплаты и по поступлении этих денег через 20 недель готовы завершить строительство. Надо найти деньги, их пока нет. Однако необходимая сумма в госзаказ заложена. Возможно, будут изысканы резервные средства. В настоящее время прорабатывается вопрос, где держать этот аппарат, каким самолетом перевозить.
Вообще же ни одна страна не спасает своих моряков в одиночку, поэтому новое командование ВМФ собирается теснее сотрудничать с другими странами, в том числе государствами НАТО.
Между тем опыт такого сотрудничества исчисляется не одной совместной операцией. Только в этом году наши моряки отрабатывали спасательные действия вместе с турками и итальянцами на специальных учениях. Реальной работы тоже хватит. Не далее как вчера ночью в Персидском заливе субмарина "Филадельфия" из состава пятой флотилии США врезалась в турецкое судно.
Самое существенное препятствие в таком сотрудничестве - отсутствие международного договора об оказании помощи терпящим бедствие аварийным подводным лодкам.
- Сейчас действует рамочное соглашение, которое не является законом, - подтвердил Владимир Масорин. - А когда подпишут договор, то в нем будет предусмотрено первоочередное и безвозмездное оказание такой помощи.
Расследование показало...
Вчера главком ВМФ подробно рассказал об итогах расследования инцидента с батискафом АС-28. Главный вывод следствия: аппарат затонул вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами при проведении сложных подводных работ. Одного из виновных - зам. командующего войсками и силами на Северо-Востоке контр-адмирала Александра Заику - президент снял с должности. Досталось "на орехи" и другим адмиралам: командующему ТОФ Виктору Федорову объявили выговор, его начальнику штаба Сиденко и командующему войсками и силами на Северо-Востоке Виктору Гаврикову - неполное служебное соответствие. Были ошибки и у экипажа батискафа. Но на радостях, что те остались живы, им не придали особого значения.
Владимир Масорин чуть ли не поминутно восстановил картину того, что творилось с аварийным батискафом, и оценил роль каждого военачальника на различных этапах его спасения. Адмирал Заика не дал команду на всплытие после обнаружения неисправности на батискафе. Адмирал Гавриков допустил к спасательному аппарату "Вином" необученного оператора, из-за чего "камера" стоимостью 3 миллиона рублей затонула. Адмирал Федоров не обеспечил своевременную доставку к месту аварии других аварийно-спасательных средств.
- Мы были вынуждены обратиться за помощью к нашим зарубежным партнерам. Обращение не было следствием нашей растерянности или беспомощности. В данном случае мы руководствовались соглашением с НАТО от 2003 года, - несколько "подсластил" горькую пилюлю главнокомандующий ВМФ, которого, кстати, следователи в качестве свидетеля допрашивали целых три часа.
Весьма красноречиво Масорин высказался и о поведении начальника управления поисково-спасательной службы ТОФ: "Я его хотел спросить: сколько раз ты пытался сломать дверь в кабинет, добиваясь встречи со мной?"
Судя по всему, журналистам для встречи с новым главкомом ВМФ дверей ломать не придется. Публикации о родном ведомстве он не просто читает, но даже аккуратно собирает в отдельные папки. На пресс-конференцию Масорин принес целый том вырезок об аварии АС-28 и компакт-диск с сообщениями информагентств.
- Мы прекрасно понимаем, что такое внимание прессы продиктовано только одной причиной - любовью к флоту, - не сомневается адмирал. - Я считаю, что командование ВМФ должно иметь честные отношения с прессой. Если мы иногда говорим, а потом корректируем, это не потому, что мы не хотим сразу сказать правду, а потому, что мы ее сами иногда не знаем.
Кстати
Вчера при посадке подполковника Юрия Корнеева на авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" лопнул металлический трос, тормозящий Су-33 на палубе. Самолет скатился с корабля и моментально затонул. Пилота спустя пять минут доставил на борт спасательный вертолет.
- К счастью, данные типы истребителей оснащены системами выживания летчиков, - прокомментировал авиапроисшествие главком ВМФ адмирал Владимир Масорин. - Пилоту удалось ими воспользоваться.
Речь в первую очередь идет о катапультном кресле К-36 с увеличенным углом наклона спинки. В аварийной ситуации на малой высоте катапульта срабатывает автоматически, не дожидаясь, когда летчик дернет красные ручки.
Изображение взято с сайта Вести.Ру