06.09.2005 02:20
    Поделиться

    Правительство рассчитывает получить от приватизации 31 млрд рублей

    КамАЗом и пансионатом "Малаховка"

    В будущем году планируется приватизировать 885 ФГУПов и находящиеся в федеральной собственности акции 383 акционерных обществ. Доходы от приватизации должны составить 31 миллиард рублей. Эксперты прогнозируют, что эффективность приватизации в 2006-2008 годах повысится в несколько раз. Впрочем, не повысить ее трудно - темпы, которыми идет приватизация, сегодня не удовлетворяют никого.

    После продажи 34,01 процента федеральных акций КамАЗа судьба автогиганта не будет зависеть от столичных чиновников. Фото: Сергей Куксин.На 1 июня 2005 года Россия являлась собственником имущества 8293 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и акционером 3783 акционерных обществ. Каждый год принимается план приватизации, но только часть предприятий находит хозяина, остальные плавно перетекают в планы следующего года. Туго идет дело и в этом году. Из намеченных к приватизации 1453 ФГУПов в первом полугодии было приватизировано всего около двух десятков. А из-за планированных к продаже государственных пакетов акций в 1493 АО реализовано всего 114 пакетов. Впрочем, как отмечает минэкономразвития, бюджет от приватизации уже пополнен в денежном выражении на 68,5 процента от плана. Однако не стоит забывать, как мы их получили. Основное вливание (21,9 миллиарда рублей) - это выручка от проведенного 22 декабря 2004 года аукциона по продаже 20 процентов пакета акций ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат". На остальных же пришлось всего 5,6 миллиарда рублей. Таким образом, сумма поступлений в бюджет от приватизации составляет 27,5 миллиарда рублей, те самые 68,5 процента бюджетного задания. Вот и получается, что приблизительно половина плана и делается за счет продажи 2-3 крупнейших предприятий. А что происходит обычно с остальными, кои каждый год выставляются на торги в огромном количестве? Они-то и становятся "переходящими".

    В министерстве объясняют такую ситуацию тем, что предприятия, выставляемые на продажу, это "неликвиды", которые не интересны рынку, кроме того, нужны изменения в законодательство, и минэкономразвития уже работает в этом направлении. В настоящее время направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Новый документ должен расширить практику продаж имущественных комплексов унитарных предприятий без их преобразования в открытые акционерные общества, упростить продажи единичных акций открытых акционерных обществ, упразднить институт нормативной цены в процедуре приватизации. Законопроект также вводит новое понятие - "информационное обеспечение приватизации", гарантирующее свободный доступ в Интернете неограниченного круга лиц к информации по приватизации. Наконец, намечен переход на среднесрочное планирование приватизации. Все это вселяет надежду.

    Что тревожит? Многие предприятия и сами не рвутся стать приватизированными. Росимущество отмечает, что у большинства из них нет правоустанавливающих документов и документов технического учета на объекты федерального имущества, в том числе земельные участки. Более того, руководители предприятий нередко саботируют требования по подготовке к приватизации - не представляют информации, затягивают сроки работ и т.д. Росимущество, как положено, реагирует: только в первом полугодии оно направило 30 поручений в территориальные органы о прекращении трудовых отношений с руководителями предприятий, препятствующими или сознательно затягивающими проведение приватизационных процедур.

    Но что интересно: то же Росимущество провело анализ соотношения финансовых результатов деятельности и затрат приватизируемых предприятий на техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, землеустроительные работы, оформление прав на объекты недвижимого имущества. Выяснилось, что около 50 процентов подлежащих приватизации предприятий не смогут оплатить необходимые работы - их карман пуст. По мнению минэкономразвития, ситуацию усугубили вступившие в силу с нынешнего года изменения Налогового кодекса, согласно которым утверждена величина сбора за государственную регистрацию права в размере 7,5 тысячи рублей за 1 объект недвижимости.

    Ранее ставка была значительно меньше, поскольку устанавливалась решениями органов государственной власти субъектов РФ. В ряде регионов стоимость государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект федерального недвижимого имущества не превышала 100 рублей. Поэтому в министерстве считают, что есть прямой резон упразднить сбор за государственную регистрацию права хозяйственного ведения для включенных в программу приватизации федеральных государственных унитарных предприятий.

    В 2006-2008 годах будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании ФГУПов, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических АО или участвующих в формировании интегрированных структур. Кроме того, к приватизации будут предложены пакеты акций, размер которых не превышает 50 процентов уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или принимающих участие в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2006 году и на период до 2008 года в соответствии с перспективным финансовым планом. Что касается приватизации предприятий жилищно-коммунальной сферы, в состав имущества которых входят объекты сетевого хозяйства (электро-, тепло-, водо-, газосети), такие объекты должны быть выделены из состава общего имущества приватизируемых предприятий и закреплены в собственности соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Помимо этого в 2006 году будет продолжена работа по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе.

    В проект программы приватизации не включены предприятия, подлежащие сохранению в федеральной собственности, подведомственность которых определена правительством Российской Федерации, а также подлежащие передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Поделиться