Новости

07.09.2005 02:00
Рубрика: Экономика

Цены на бензин разбавят налогами

Осенью может состояться эксперимент по укрощению аппетитов нефтяных компаний

Как видим, ведомство Германа Грефа, озабоченное ростом цен на бензин, решило подправить ситуацию с помощью фискальных методов. Ранее, как мы помним, нефтяников обвиняли в картельном сговоре, но теперь "точка торга" смещается в сторону экономических механизмов.

Главным образом, изменения могут коснуться экспортных пошлин. Сегодня они меняются раз в два месяца и растут пропорционально скачкам мировых цен на нефть. С 1 августа пошлина составляет 140 долларов на тонну, а с 1 октября планируется ее увеличить ориентировочно до 179 долларов. Если же законопроект минэкономразвития будет одобрен правительством и принят парламентариями, то методика расчета пошлины значительно упростится. Изымать в бюджет будут все доходы, полученные от продажи нефти, начиная с цены 27 долларов за баррель.

В качестве утешительного приза нефтяникам предложат иной порядок расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сегодня он, как и экспортная пошлина, растет вместе с ценами на нефть. Точкой отсчета здесь хотят взять те же 27 долларов за баррель. И предложить заморозить НДПИ на отметке 826,5 рубля за каждую тонну добытой нефти, если ее мировая цена превысила 27 долларов. А поскольку именно этот налог в большинстве случаев заставляет нефтянку поднимать цены на переработанную нефть, реализуемую внутри страны, то чиновники надеются, что цены на бензин перестанут расти и, может быть, даже немного снизятся. Кроме того, станет выгоднее оставлять нефть в стране, что тоже отразится на ее внутренних ценах. А бюджет потерю отчислений от НДПИ компенсирует значительно увеличившейся экспортной пошлиной. И такой расклад, по замыслу авторов идеи, должен устроить и государство, и нефтяников, и автомобилистов.

   комментарий

Евсей Гурвич,
руководитель экономической экспертной группы:

- Я знаю об этой инициативе минэкономразвития, но пока неясно, какими методами предполагается ее осуществлять. А без этого оценивать шансы на достижения поставленной цели представляется крайне затруднительным делом. Можно вспомнить, что еще в прошлом году минфин вынашивал планы введения налога на дополнительные доходы для нефтяной отрасли (НДД). Эта идея, на мой взгляд, не прошла потому, что такой налог гораздо труднее администрировать, нежели налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, с помощью которых сейчас осуществляется налоговое регулирование в этой сфере. Именно поэтому, кстати, и откладывалось введение дифференцированной шкалы НДПИ.

Если смотреть на проблему шире, то можно сказать, что прекратить рост внутренних цен на бензин можно, увеличивая ставку экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Тем самым мы меняем принцип равновыгодности поставок. Чем выше будет ставка, тем более выгодными будут, при равных мировых ценах на нефть, ее поставки внутри страны, поскольку экспортная пошлина на них, разумеется, не распространяется. Однако такой подход требует осторожности, чтобы сумма налоговых изъятий у нефтяного сектора не зашкалила за 100 процентов. Сейчас резервы для таких маневров уже близки к исчерпанию.

Между тем

Вчера другой ракурс этой темы проанализировал глава Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян. Говоря о еще одном предложении минэкономразвития (о предоставлении нефтяникам налоговых льгот при условии, что они инвестируют часть прибыли в нефтеперерабатывающие мощности), он отметил, что при таком раскладе компании "будут вынуждены отчитываться об инвестициях в нефтепереработку после предоставления льгот". Оганесян считает, что можно освободить от налогообложения 50 процентов прибыли компаний.

Экономика Товары и цены Экономика Отрасли Нефть и газ Правительство Минэкономразвития