Строго говоря, филармонический сезон был открыт еще 30 августа выступлением в Большом зале консерватории Оркестра мира под управлением Валерия Гергиева. Это крупный международный проект, в наибольшей степени соответствующий новому имиджу и художественной политике реорганизованной на всех уровнях за последние три года Московской филармонии.
На пресс-конференции, состоявшейся вчера по случаю открытия 84-го филармонического сезона, директор филармонии Алексей Шалашов заметил, что основная идея филармонии сегодня состоит не в том, чтобы делать механическую ставку на звезд и тем самым привлекать слушателей в концертные залы, а чтобы реально сделать российских слушателей полноправными участниками мирового концертного пространства. Поэтому в отличие от множества организаций, занимающихся гастролями и концертами мировых звезд в России, филармония делает ставку не на заезженные имена, популярность которых относится к историческому прошлому, а на музыкантов, реально определяющих сегодняшний музыкальный процесс.
В ближайшей перспективе - 29 сентября - концерт культовой в Корее певицы Суми Йо, выступающей на всех крупнейших оперных сценах мира. В новом проекте "Искусство колоратуры" будет участвовать Анна Нетребко. Уже в прошлом сезоне в московский филармонический абонемент прочно попал Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра. 2 октября он покажет на сцене Концертного зала Чайковского последнюю премьеру Мариинского театра "Тристан и Изольда" Вагнера в "оригинальной пространственной версии". Среди оперных филармонических премьер - "Богема" Леонкавалло, раритетная "Джоконда" Понкьелли в исполнении Симфонической Капеллы под управлением Валерия Полянского.
Приоритетом нового сезона должна стать и программа продвижения молодых российских исполнителей и дирижеров. По словам Шалашова, "это не просто акция - выступление на сцене филармонии, это целая программа, в которой примут участие молодые, никому не известные музыканты, выдвинутые от пяти российских консерваторий - Московской, Санкт-Петербургской, Казанской, Новосибирской и Екатеринбургской". Весь сентябрь в Зале Чайковского в двухэтапном конкурсе будут определяться лучшие, и заветным призом для них станет выступление в абонементе "Звезды XXI века".
Обрисовывая репертуарные контуры нового сезона, Шалашов заметил, что при всем желании как можно больше играть современной музыки, филармония не может экспериментировать при пустых залах. Поэтому упор репертуара останется на проверенную временем классику, но в абонементе "Современники и классики" впервые в Москве прозвучат сочинения английского композитора Тернеджа "Вечерние песни для оркестра" в исполнении РНО с Владимиром Юровским, Дж. Корильяно - Симфония N 1, посвященная жертвам СПИДа, и оратория "Итайпу" Филиппа Гласса.
По мнению художественного руководителя филармонии композитора Александра Чайковского, "это первый сезон из трех, когда удалось выстроить филармоническую программу вполне осознанно, учитывая все ее направления". И одним из достижений за последние сезоны Чайковский назвал возвращение в филармонический репертуар русской музыки. "Мне хотелось бы, чтобы наш филармонический оркестр играл все симфонии Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова". Главный дирижер оркестра Московской филармонии Юрий Симонов вкусам худрука вряд ли будет сопротивляться. "Мои вкусы целиком классические. Я должен упирать на классику, потому что только классика востребована во всем мире".