Россия-Португалия 0:0. Забить гол так и не получилось

 

Теперь наша национальная команда может претендовать только на стыковые матчи, которые дают право бороться за попадание в финальный турнир первенства планеты в Германии. Правда, для этого нужно побеждать не только Лихтенштейн у себя дома, но и обязательно обыгрывать Словакию 12 октября в Братиславе.

А пока нам стоит сказать слова благодарности Юрию Лайзансу, благодаря голу которого словаки не смогли увезти из Латвии три очка, сохранив тем самым очковый паритет с нашей командой в турнирной таблице.

Что до наших, то их игра на поле "Локомотива" временами была очень яркой. Один из коллег бросил, что ему иногда казалось, что португальские ворота атакует какая-то другая сборная, не наша. Действительно, та старательность, с которой футболисты шли смывать "ночной позор", вселяла оптимизм первые полчаса матча.

Другое дело, что забить гол так и не получилось. "Иногда ничья дороже победы", - заметил один из футбольных чиновников после финального свистка арбитра Мерка. Позволю с ним не согласиться. На праздновании Дня физкультурника, который недавно проходил в Росспорте, Вячеслав Фетисов, оглядев украшенное шариками футбольное поле, поднял глаза на огромный лозунг: "Главное - участие!" Искорка мелькнула в глазах великого хоккеиста, и он попросил, чтобы в следующем году там были другие буквы: "Главное - победа!" "Для любого профессионального спортсмена это самое важное в его жизни, и если не добиваться побед, тогда зачем выступать?!" - возразить Фетисову никто не посмел, поскольку понимали его правоту.

Игру с португальцами мы не выиграли. Это произошло не только благодаря неуклюжести Алексея Смертина, который вдруг забыл, что является капитаном сборной великой страны, и стал себя вести на поле как мальчишка из детской спортивной школы - со злостью лупя Роналдо и Коштинью по ногам.

"Мы имеем моменты, но не можем их реализовать". Это слова не Семина, а Владимира Крикунова, который повез весной этого года нашу сборную на чемпионат мира. У хоккеистов исправить промахи получилось. Получится ли у футболистов - узнаем совсем скоро...

Но при всем этом, - мы не перестали любить футбол и национальную сборную. Как своего ребенка - шаловливого, с садинами на коленках, но при этом до одури любимого, которому можно простить даже разбитое "по бразильской системе" соседское окно.

И это несмотря на то, что с 1988 года у нас не было ни одного мало-мальски приличного результата.

Но мы не перестали до хрипоты обсуждать игры первой команды России и верить, что очередной (интересно, кто-нибудь из вас вспомнит, какой по счету?) тренер обязательно сможет сотворить чудо и превратить из 11 мужиков, обутых в бутсы, подобие команды, способной на подвиг.

Может, поэтому мы не перестали мечтать, что наша сборная когда-нибудь станет чемпионом мира по футболу, и смеемся над словами короля игры - Пеле о том, что это произойдет, когда Бразилия выиграет чемпионат мира по хоккею.

У нас, как в Бразили, Италии, Германии, пацаны по-прежнему рьяно гоняют мяч по дворам, даже там, где уже вместо площадок стоят дорогие "мерсы", - мимо мусорных баков, стараясь попасть в воображаемую "девятку". Правда, играют сейчас молча, не в "Блохина", "Беланова" или "Яшина", все больше за себя. Некоторые - с надежой стать в будущем профессиональным игроком. И что с того, что сверстникам наших ребят за рубежом "светит" "Милан", "Ювентус", "Челси" или "Ливерпуль". И там они будут играть, а не выходить на замену. Наши парнишки мечтают о ЦСКА,"Спартаке", "Динамо".

В России - другой менталитет. Для многих предел мечтаний - "числиться" в составе одного из грандов европейского футбола. Кажется, что один этот факт - присутствия фамилии в списках солидного клуба - и есть вершина карьеры для конкретного игрока. Обидно, что такое ощущение складывается переодически после просмотра матчей первой сборной.

У нас - большая страна и в ней, разумеется, пропорционально территории хватает футболистов. Другое дело, что ощущается дефицит по-настоящему классных игроков. Во время чемпионата мира 2002 года из Карелии пришло Открытое письмо, в котором местные женщины, играющие в... футбол на болоте (есть и такой), предложили тогдашнему руководству РФС свои услуги, поскольку "за мальчиков стыдно"...

После матча с Лихтенштейном услышал от коллеги фразу: "Вот если бы все играли с таким же задором, как Аршавин с Кержаковым!" А вспомним: какие матчи выдавал Жирков или братья Березуцкие! Как встреливал Сычев! Но это происходит эпизодически, без какой-либо системы. На излюбленный российский "авось". Если бы не эта черта, то, возможно, у нас не было бы третьей беды после дураков и дорог - футбольной сборной.

Нет, ни в коем случае нельзя утверждать, что все безнадежно плохо. С приходом на пост президента РФС Виталия Мутко и Юрия Семина - к рулю сборной многое меняется в лучшую сторону, в том числе и в восприятии игры номер один. Но вряд ли за такой короткий срок можно создать "датское чудо" образца 1992 года. Слишком многое было уничтожено и забыто за последние годы. И поэтому нам снова нужно время. Сколько?

На этот вопрос вам вряд ли кто ответит. В нашей стране всегда было свое особое летоисчисление и даже если команда попадет на чемпионат мира в Германию, то можно будет открывать шампанское, если мы не вернемся домой после трех матчей в групповом турнире.

Многие могут возразить: все когда-то с чего-то начинали. Да, история нашего, российского, футбола насчитывает больше ста лет. Точно установить, когда и как зародился футбол в России, невозможно. Говорят, его привезли в нашу страну английские матросы, которые гоняли мяч прямо в доках.

В 1888 году один из московских журналов в разделе "Игральный cпорт" опубликовал заметку под названием "Футбол". Правда, автор имел очень отдаленное представление о чем пишет, смешав при этом футбол с регби:

"Играют в нее обыкновенно люди с солидными мускулами и крепкими ногами, слабому придется только быть зрителем в подобной свалке. Число участников не ограничивается, в воротах стоят два-три человека, разрешается играть руками и ногами, но ногой можно подбросить мяч гораздо сильнее и дальше, он может перелететь через головы противников и пройти высоко в ворота над головами двух-трех сторожей, что охраняют "город". Мяч можно вырывать, выбивать друг у друга"...

Как бы там ни было, эта странная в то время забава прижилась и стала своей.

К 1912 году во многих дворах уже гоняли мяч "по правилам", а наиболее обеспеченные сограждане (заниматься футболом серьезно могли позволить себе только люди с достатком) добились не только создания Всероссийского футбольного союза, но и формирования национальной сборной. В этом же году Россия была принята в ФИФА.

Игра быстро распространялась на территории страны, и уже к 1913 году в стране насчитывалось более 150 клубов. Однако всевозрастающая популярность не сказалась на числе участников первого чемпионата страны, который разыгрывался в 1912 году. В нем приняло участие всего три сборные: Санкт-Петербурга, Москвы и Харькова. Победили футболисты города на Неве.

30 июня 1912 года сборная России сыграла свой первый матч в истории. Произошло это на Олимпийских играх. Однако дебют был смазан поражением в 1/4 финала от команды Финляндии - 1:2. Игроки были одеты в оранжевые рубашки с Российским гербом на груди и синие брючки. После игры над стадионом прозвучал Российский гимн, но не в честь России, а одного из княжеств империи...

Затем в "утешительном турнире" случился первый в истории "позор". Россияне проиграли немцам - 0:16. Девять мячей в ворота голкипера Льва Фаворского провел Георг Фукс, за что получил благодарность от кайзера Вильгельма II. За последующие 93 года наша сборная не давала повода вспомнить тот день. Вплоть до прошлогоднего "ночного кошмара" в Лиссабоне.

Интересно провести параллели между двумя черными датами отечественного футбола. Тогда пресса также посвятила игре футболистов первые полосы. Игру команды назвали "футбольной Цусимой".

"Главный недостаток нашей сборной команды - ее полная несыгранность... Сравнение игры русских команд с заграничными, к сожалению, показывает, что мы еще дети в футболе, но... уже грубые дети". "Мы не только блеснули своим убожеством, но и торжественно в нем расписались. Мы оказались хуже всех, наша безалаберность, "авось" и "небось", отсутствие дисциплины, отсутствие плана и умения его выполнять, дилетантство, недоделывание - все это сказалось на нашей команде: она проявила свои качества во всей их полноте". Это были отзывы российской прессы. А один из английских журналов писал следующее: "Мы убедились, что в России, по существу, нет футбола в современном понимании этого слова".

Понятно, что не обошлось без разборов полетов по возвращении команды домой. Виновниками провала были названы... тренер, который не сумел настроить команду, ну и, разумеется, сами футболисты. Игрокам припомнили, что до Олимпиады они занимались не столько подготовкой к турниру, а выяснением того, сколько должно быть игроков из Питера, а сколько - из Москвы. Да-да, противостояние двух столиц в то время было острым.

А вот один из основателей ВФС и главный популяризатор футбола в России Дюпперон грустно заметил: "Команда была подготовлена настолько, чтобы... проиграть с честью... Мне жаль, что даже это ей не удалось". Очень знакомо, не так ли?

Нет, безусловно в то время были и свои герои. Стоит вспомнить имена братьев Бутусовых. Василий, которому затем дважды предстояло побывать в немецком плену во время Первой и Второй мировых войн и лагере ОГПУ, стал автором первого гола сборной России, а Михаил забил первый мяч сборной команды СССР.

Кстати, первая игра советской команды прошла в ноябре 1924 года и сложилась куда более успешно, чем при "царском режиме". Соперники из Турции были повержены - 3:0. За игрой наблюдала немыслимая по тем временам аудитория - более 15 тысяч человек.

Советский период был для нашего футбола, без тени сомнений, успешным. Понятно, что по-другому быть и не могло. Не только в области балета, космоса и ядерных технологий мы должны были быть впереди планеты всей. В 1956 и 1988 годах футбольная сборная СССР праздновала победу на Олимпийских играх, а в 1960 году выиграла чемпионат Европы. Кроме того, в 1988 году на чемпионате Европы наша команда стала вице-чемпионом континента, уступив в финале голландской сборной. А еще можно вспомнить мексиканский чемпионат мира 86-го года, когда нас откровенно засудили в поединке с бельгийцами...

Нет, не все было гладко: например, на чемпионате мира в Испании в 82-м году сборная СССР потеряла шансы на продолжение борьбы после нулевой ничьей с поляками. Многие в Союзе тогда спрашивали: неужели команде не по силам было преодолеть сопротивление друзей-соперников по соцлагерю?

Как рассказал мне участник того матча Леонид Буряк, перед той игрой команду "обрабатывали" функционеры: "Вы там с ними поаккуратнее, не бейте их. "Солидарность" и так бунтует". Короче, призывали к суперинтеллигентной игре, чтоб никто никого не оскорбил, не ударил невзначай. А когда все случилось, кричали: "Покажите ваши ноги! Вы преступники! Где ваши ссадины? Где кровоподтеки?!"

Или после Олимпийских игр 1980-го, когда наша команда не смогла выиграть московский турнир, бронзовые награды футболистам вручали тайком, в... туалете Спорткомитета. Для советских спортсменов не было места, кроме первого. Может быть, именно поэтому последующее падение было так болезненно?..

В 1991 году Советский Союз развалился, а его представителем на международной арене стала Россия - 8 февраля 1992 года был основан Российский футбольный союз.

Эпоха скандалов и редких побед - так можно охарактеризовать период, который длится последние 14 лет.

Нас приучили к тому, что если несколько дестяков лет назад советская команда побеждала соперника из числа "футбольных карликов", то это никого не удивляло - представитель достаточно солидной футбольной державы мог "приложить" выскочку из Люксембурга или Албании. А сейчас нас не удивляют ничьи с Эстонией и Латвией и даже дикое и унизительное поражение от португальцев...

Мы привыкли, что перед матчами наших команд на европейской арене главными действующими лицами становится кто угодно, кроме самих игроков. Например, очень модно делать "крайними" арбитров.

Редкий наставник сборной России не вспоминает "людей в черном". С завидным постоянством тренеры повторяют, словно извиняясь, что нам "опять не дали" (или "не дадут") выиграть. А все потому, что Россию боятся и поэтому мы страдаем от нехороших "людей в черном". Так, значит, они и есть главная беда нашего футбола?

А то, что не можем воплотить в голы полдюжины стопроцентных моментов, раз за разом попадаем в положение "вне игры" и что защита сборной иногда напоминает сборный пункт, где творится полная неразбериха, так это обыкновенные недоработки, которые обязательно должны исчезнуть к следующему отборочному циклу...

Не исчезают. И обижаются тренеры, футболисты, функционеры на противных журналистов, которые позволяют себе неуважительно писать о национальной команде. Простите, но не повод для радости победа над Лихтенштейном. Патриотизм - это когда ты болеешь за свою команду, но не оголтело, а замечая, в том числе, и промахи. Только так можно уничтожить изъяны, не обманывая себя высокими словами о чести Флага.

То же относится и к фигуре тренера. Садырин, Игнатьев, Романцев, Бышовец, Газзаев, Ярцев, Семин - все они были и остаются идеологами, ибо ставили перед футболистами задачу совместной технологической игры всей команды. Во имя командного духа взаимозаменяемости порабощается дух индивидуальный. Это тенденция современного футбола. Игроки калибра Платини сейчас не в моде. Команда может быть без звезд, но если она является одним организмом, то можно добиться многого - пример Турции или Кореи на чемпионате мира 2002 года показателен.

А ведь у нас это тоже было. Вспомните, в свое время Валерий Лобановский в киевском "Динамо" создал команду, где все игроки были универсалами. По теории такой расклад должен был благотворно сказаться на развитии отечественного футбола. Он и остался лишь в теории, потому что в каждом из 15 новобразованных государств игру в мяч строили по-своему: размашисто и бестолково, о чем говорят результаты команд в отборочных турнирах чемпионатов Европы, Азии, мира. Неудача команды Ярцева на последнем чемпионате Европы вновь заставила задуматься: в чем причина? Получается парадокс: чем ближе цель, чем сильнее мотивация, тем задавленнее и беспомощнее играют наши команды. Налицо конфликт между желанием и возможностями, между поставленными целями и технологией их достижений. Нынешний отборочный цикл к чемпионату мира пока не дает повода усомниться в мотивациях - все, от массажистов до футболистов, говорят о том, что мы должны играть на первенстве планеты. Но почему же игра, за редикими моментами, остается невыразительной, пресной и на душе снова и снова скребут кошки.

Может быть, потому, что в подсознании пульсирует мысль о том, что в Германии (если мы туда все-таки попадем) соперники у нас будут другие, и нет уверенности в том, что футбол в нашем исполнении не будет таким же скучным.

Да, можно пенять на экономические факторы, сетовать, что, мол, у нас трудная жизнь и поэтому такой футбол. Не знаю, насколько легче жить в Бразилии, Аргентине или в той же Чехии. Но, честное слово, обидно, когда мы, год от года наблюдая игры лучших сборных Европы и мира со смешанным чувством зависти и восторга, глядим, как избранные "умирают" на аренах, как цепляются за каждый мяч, сражаясь не только за миллионые контракты, но и за страны, марку сборной. А нам остается глядеть, как озабоченные исполненнием долга перед Отчизной парни старательно пытаются прыгнуть выше головы, заставляя болельщиков утешаться банальной поговоркой: "Было у отца три сына, двое умных, третий - футболист..."