Новости

09.09.2005 04:00
Рубрика: Власть

Правительство в полный рост

В Белом доме принялись исполнять поручения президента

Ответственными за реализацию этих задач и разработку детальных планов, обеспечивающих ежедневную работу на всех уровнях власти, стали в первую очередь глава министерства здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, министр экономического развития и торговли Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин (отсутствовавший вчера на заседании правительства) и министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Впрочем, как говорят, у Кремля и без правительства есть детальный план воплощения в жизнь идей президента. По всей видимости, в самых верхних эшелонах власти, наконец, озаботились быстротой и качеством исполнения решений президента, в том числе и исполнением президентских посланий, фактически объединенных в последние два года в некое подобие программы второго срока Владимира Путина, социальная часть которой и была оглашена в понедельник.

Львиную долю социальных идей готовил именно Кремль, и готовил еще давно. И, по всей видимости, она лишь является "входным билетом" для осуществления реформ в здравоохранении, образовании и жилищном строительстве. Однако, дабы не повторить опыт монетизации льгот, власти, скорее всего, решили действовать по принципу "утром деньги - вечером реформа", предварив проведение модернизации вышеуказанных отраслей немалыми денежными вливаниями.

Если вообще до такой модернизации, которую будут проводить плавно и осторожно, дойдет дело. Ведь для осуществления такого масштаба преобразований требуются стопроцентно согласованные действия всех ветвей власти и в центре, и в регионах. А с этим, как признают многие источники "РГ", дела обстоят не слишком хорошо. Достаточно взять в качестве примера лишь один момент - объединение активов авиастроительных компаний, которое провозгласил президент и которое до сих пор продвигается с большим трудом.

В правительстве, которому в первую очередь и предстоит воплощать идеи президента в жизнь, до последнего момента не было единства по поводу того, стоит ли тратить такие деньги на социалку, а не лучше ли заняться промышленной политикой, появление элементов которой и без того уже предполагает создание Инвестиционного фонда. Злые языки утверждают, что министр финансов Алексей Кудрин, услышав от депутатов во время нулевого чтения бюджета цифру в 100 млрд. руб., сказал, что может дать только 15. Однако в последствии согласился почти на 150 млрд. и более чем 200 млрд. в 2007 году.

Очевидно, что помимо денежных вопросов, которые в принципе уже решены в бюджете-2006, внесенном в Госдуму, министрам предстоит реализовать более сложные направления. Такие, как обеспечение новейшим медицинским и учебным оборудованием учреждений здравоохранения и образования, а для школ - доступа в Интернет. К примеру, сейчас автомобилей скорой помощи, стоимость которой составляет около 15 тыс. долл., в России всего 39 тысяч. За три года эту цифру планируется увеличить на 25 тыс. с тем, чтобы на каждое вновь создаваемое муниципальное образование приходилось по 2 машины скорой помощи. Сейчас на эту тему ведутся переговоры с ГАЗом. Однако окончательного решения, кто станет поставщиком - отечественный или зарубежный производитель - пока нет. Как нет и решения, кто будет проводить закупки.

Поэтому вопрос финансирования в данном случае даже был отодвинут на второй план, несколько облегчив участь главного финансиста. Остальным же министрам, назначенным ответственными за воплощение президентских социальных идей, которые и войдут в специальный совет, судя по всему, досталась трудная судьба. Ведь в случае неблагоприятного исхода операции по разным причинам им, видимо, придется покинуть свой пост в кабинете Фрадкова. Не говоря уже о том, что президент особо отметил, что макроэкономические показатели должны остаться неизменными, а значит, правительству придется каким-то чудом удерживать инфляцию в заданных рамках.

Да и контроль за исполнением провозглашенных национальных проектов будет не менее жестким, поскольку, как заметил президент Владимир Путин, он будет лично инспектировать ход работ, правда, пока не понятно, в каком качестве - то ли председателя, то ли нет. Впрочем, и депутаты вряд ли выпустят из-под своего пристального внимания правительство. Достаточно вспомнить, что в этом году народные избранники и без национальных проектов пытались отправить в отставку и лично Михаила Зурабова, и весь кабинет Фрадкова в целом. Так что у них появится еще один повод побороться с обитателями Белого дома за народную любовь. Не оставит без внимания все происходящее и Счетная палата, и контрольно-ревизионное управление президента, чтобы не получилось так, как это часто случается в России при реализации масштабных проектов, связанных с большими финансовыми вливаниями.

Премьер же пытался вчера настраивать своих подчиненных исключительно на быструю и активную работу, заметив, что поставленные президентом задачи необходимо решать комплексно, поскольку "нельзя решить один вопрос, не решив рядом стоящих". "В противном случае мы и эти вопросы не решим, и деньги потратим, - сказал Фрадков. - А от правительства зависит эффективность выполнения поставленной задачи".

При этом он нарисовал и примерный план действий по организации работы: "Правительство должно организовать работу так, чтобы в полный рост развернуться к социально-экономическим проблемам страны".

   Правительство

Вчера правительство одобрило законопроект о формировании государственного кадастра недвижимости и дало месяц на окончательную доработку документа.

Министр экономического развития и торговли Герман Греф, представлявший законопроект о формировании государственного кадастра объектов недвижимости, отметил, что его отсутствие - это проблема поражения в правах владельцев объектов. Поэтому главный экономист предлагает сформировать один кадастр, где будет объединяться информация из водного реестра, лесного реестра, реестра недр и объектов недвижимости. "Таким образом, будет создан полный завершенный инструмент, позволяющий иметь всю информацию об объектах во всех субъектах Федерации", - разъяснил присутствующим Греф.

- Кадастр - роддом и загс для любого объекта недвижимости, - нашел нужную формулировку сути этого документа главный экономист, пояснив глубокую мысль тем, что если какое-либо здание не прошло регистрацию в кадастре, оно не может быть вовлечено в оборот и не может пройти вторую стадию - оформление имущественных прав.

Однако главный оппонент экономиста, министр природных ресурсов Юрий Трутнев заметил, что он крайне недоволен системой учета и категоризации земель в России: "Эта система порочна и бессмысленна". В качестве примера он привел строительство морского порта в Санкт-Петербурге, где невозможно перевести участки из категории водных в категорию земли для поселения. Эта проблема, по его словам, "связана с абсурдной бюрократией".

- Чтобы перевести из одной категории в другую, надо эту землю насыпать, но прежде, чем насыпать, надо ее перевести в другую категорию. В результате весь этот путь с 50 подписями проходят компании с большими лоббистскими связями, а потом они просто включают свои издержки в стоимость земли, - опустил на землю главного экономиста министр природных ресурсов.

- По поводу бессмысленности прошу вас, коллеги, обращаться с терминологией поаккуратнее, - миролюбиво призвал Греф.

Правда, тут же вспыхнул, заметив, что полностью либерализовать систему и отменить категоризацию земель невозможно. "У нас 7 категорий земель, и вот мы все отменяем и объявляем полную либерализацию: где хочешь строй, что хочешь строй, - возмутился подобной мыслью главный экономист. - Это ни много ни мало революция землепользования". Поскольку никакой революции никому не пожелаешь, даже земельной, эту крамольную мысль сразу же отбросили. А Греф не утихал и язвительно отпустил: "Давайте часть Финского залива засыпем мусором и на нем будем строить город Солнца". Но в итоге все же смирился, заметив, что, если есть неотработанный механизм, "давайте пропишем упрощение процедуры, но систему менять не надо".

Власть Работа власти Госуправление Правительство